Государственная поддержка малого бизнеса в россии. Программы поддержки молодых предпринимателей государством Направления по поддержке государством малого бизнеса

Согласно статическим исследованиям, 70% людей, желающих начать свой собственный бизнес, не продвигаются дальше разговоров.

И лишь у 30% населения намерения настолько серьезны, что они готовы посвятить все свое время развитию определенной деятельности.

Значение малого бизнеса для страны

Развитие экономики государства во многом зависит от малого предпринимательства, так как:

  • Оно является важным сектором экономики. Данные субъекты более легко переносят внешние изменения. Общий экономический спад России в начале 90-х годов был компенсирован как раз за счет таких предприятий и их способности быстро адаптироваться в условиях новых рыночных отношений. Государственные учреждения не смогли справиться с конкуренцией, ввиду чего разрушились или были подвергнуты приватизации.
  • Малый бизнес – основной источник налоговых отчислений. Небольшие компании формируют бюджеты разных уровней. Они отчисляют налоги в бюджет, создают рабочие места, предоставляют населению возможность заработать. Кстати, данная группа налогоплательщиков более надежная, чем представители крупного бизнеса.
  • Малые предприятия развивают инновационные технологии. Некоторые организации интересуются развитием новых научно-технических изобретений. Такая деятельность приветствуется государством, поэтому предприниматели могут рассчитывать на дотации и дополнительное субсидирование.
  • Они обеспечивают занятость людей, что положительно отражается на уровне безработицы. Небольшое количество сотрудников способствует сплоченности коллектива, что не всегда наблюдается на крупных предприятиях. От этого возрастает трудовая мотивация и улучшаются результаты труда. Не менее важным является тот факт, что за трудоустройством могут обратиться социально нестабильные слои населения, а именно: молодежь, женщины, иммигранты и т. д. Именно здесь можно получить необходимый опыт, подняться по карьерной лестнице и самореализоваться.

Основные проблемы предпринимателей

Абсолютно естественной реакцией человека, решившего заняться каким-либо новым видом деятельности, является страх. Как маленький ребенок боится сделать первый шаг, так и взрослого страшит неизведанное. Полностью избавиться от страха, конечно, невозможно, но снизить его границы необходимо. Для этого стоит пообщаться с более успешным предпринимателем, набраться у него опыта.

Каждый человек рассчитывает на получение хорошего дохода. Основной проблемой многих начинающих бизнесменов является поиск денежной ниши.

Гораздо правильнее посвятить себя той области, в которой человек обладает определенными знаниями, умениями и навыками, и к которой у него проявляется интерес.

После определения подходящей ниши нужно задуматься о том, с чего начинать и какое направление является наиболее правильным. Выполнить все без ошибок, конечно, не удастся, но тщательный анализ – половина успеха.

После старта деятельности начинают появляться различные вопросы, связанные с выбором лучшего, определением оптимальной стоимости, привлечением дополнительных финансов и их правильным распределением. Решить проблемы может общение с успешным бизнесменом.

Каждый предприниматель должен усвоить «принцип Парето»: 20% действий приводят к 80% результата.

Следовательно, первостепенными и важными являются только 20%, а остальные 80 нельзя назвать особенно существенными. В общем, все свои силы следует направлять только на те действия, которые приводят к результату.

Еще одна проблема начинающих бизнесменов – отсутствие дисциплины. Прежде чем открывать свое дело, нужно убедиться в собственном жгучем желании, иначе успех вряд ли будет достигнут.

В чем осуществляется поддержка?

Любой развивающийся проект нуждается в инвестициях, которые можно попросить у государства.

Так, правительство Москвы готово предоставить открывшемуся бизнесу полмиллиона рублей . Данный вид субсидии является безвозмездным предоставлением средств со стороны бюджета города юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, что частично или полностью возмещает затраты бизнесмена.

За данной субсидией к правительству Москвы могут обратиться малые и средние компании, регистрация которых была осуществлена не более 2-х лет назад.

Денежная поддержка может быть потрачена:

  • на приобретение необходимых средств для ведения деятельности;
  • на обустройство и оборудование рабочих мест;
  • на закупку сырья и необходимых материалов (не более 30% от общей суммы);
  • оплату арендных платежей.

Денежная помощь от государства оказывается в соответствии со следующим главным условием: основная часть полученных средств должна быть потрачена на нужды компании.

Виды субсидий и грантов

Чтобы получить государственное субсидирование, начинающий предприниматель обязан последовательно выполнить следующие действия:

  1. Стать на учет в центре занятости.
  2. Собрать и предоставить необходимый пакет документов, подтверждающий .
  3. Подать агенту службы занятости бизнес-план, в котором подробно расписаны цели, требующие государственной поддержки.

Данная помощь предоставляется единожды и только в том случае, если центр занятости не справился с подбором подходящего рабочего места для человека. Размер субсидии равняется величине годового пособия по безработице.

Иной способ получения помощи – подача документов в органы местного самоуправления в соответствии с местом жительства. Сумма поддержки здесь гораздо больше, правда и получить ее сложнее – конкурс выше.

Федеральное субсидирование осуществляет Фонд содействия малым предприятиям в сфере науки и техники. К наиболее выгодным программам относятся:

  • «Старт» . Право подать заявку на участие есть у любой фирмы, существующей на рынке не более 2-х лет и еще не реализовавшей свой продукт (размер ежегодной выручки не должен превышать 0,3 миллиона рублей). Исследовательская и конструкторская деятельность может быть профинансирована максимум на 6 млн. руб. за 3 года.
    Программа предусмотрена для нескольких направлений: биотехнологии, инновационная медицина, IT, разработка инновационного оборудования и материалов. После того, как вся сумма субсидии будет выплачена, ежегодная выручка должна увеличиться до размера предоставленной помощи, а сотрудников с основным местом работы на предприятии должно быть не меньше половины от всей численности рабочих.
  • «Развитие» . Данная программа предусмотрена для компаний, которые образуют собственную нишу, имеют свою историю научной работы и определенный уровень движения средств. Программа позволяет получить до 15 млн. руб., но не более размера личных средств, вложенных в деятельность. Помощь направлена на повышение выручки и рентабельности.


Среди ведомственных программ можно выделить:

  • Две программы для сельскохозяйственной отрасли, направленных на поддержку фермеров и развитие животноводства. Подобные гранты можно тратить на строительство животноводческих ферм, приобретение животных, обустройство быта.
  • Программу, стремящуюся поддержать организации, занимающиеся производством высокотехнологичного характера, а также внедряющих науку в различные бизнес-процессы. За выделением средств следует обращаться в Министерство образования.
  • За развитие народного промысла отвечает Министерство промышленности и торговли. За счет государственной помощи можно закупить сырье, организовать логистику и значительно продвинуть промысел. На финансирование не могут рассчитывать предприятия, не входящие в список организаций, занимающихся народным промыслом, поддержка которого осуществляется за счет федеральных средств.

В рамках региональных программ компания, ничего не должная государству, может рассчитывать на следующую помощь:

  • Субсидии для организации собственного дела . За получением поддержки может обратиться любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрировавшийся не более 1 года назад. В Москве выделяется до 500 тыс. руб., в регионах – до 300 тыс. Субсидия повышенного размера может быть выдана предприятиям, занимающимся инновационной деятельностью. Тратить деньги можно на приобретение основных средств, оплату аренды, обеспечение рабочих мест и закупку сырья.
  • Субсидии для приобретения основных средств в лизинг . В каждом отдельном регионе установлены свои правила выдачи данной суммы: либо на внесение первоначального взноса, либо на полное погашение лизинговой задолженности, либо на обе цели. Размер помощи варьируется от 300 тыс. до 10 млн. руб. (конечная сумма зависит от стоимости основных средств).
  • Субсидии по кредиту . Такая помощь не предусматривает компенсацию тела займа, ее предметом является часть процентов за использование кредитных денег.
  • Субсидии для участия в выставках – регион компенсирует предприятию денежные средства, потраченные на участие в подобном мероприятии.

Многие нюансы различных форм поддержки разобраны на следующем видео:

Где и как искать помощь от государства?

Малый бизнес, которому необходима финансовая помощь, должен принять участие в конкурсном отборе. Ему необходимо не просто собрать пакет уставных и регистрационных документов, но и внимательно заполнить специальную заявку, сведения которой и будут основанием для отбора участников программы.

Каждый значимый критерий зарабатывает определенный балл. На основе полученных результатов осуществляется выбор наиболее достойной кандидатуры, которая заслуживает поддержки государства.

К основным оценочным критериям относится:

  • количество создаваемых рабочих мест;
  • эффективность для бюджета (размер налогов и сборов);
  • социальный уровень бизнеса;
  • ряд других специфических параметров.

Начинающий бизнесмен обязательно должен предоставить тщательно разработанный бизнес-план с подробной информацией о целях получения поддержки, основных затратах, сроке окупаемости и доходности.

Кроме того, предприниматель может обратиться за помощью к местным органам самоуправления, правда конкурсная основа здесь гораздо более выражена, так как многие хотят получить помощь, но государство не может инвестировать в каждого.

Последние новшества

Если исходить из сложившихся тенденций, можно смело сказать о том, что государственных программ, направленных на поддержку бизнеса станет еще больше. Данная область экономики считается наиболее приоритетной, поэтому государству выгодно ее расширять и укрупнять.

Несколько новых решений направлены на налоговую отрасль, трудовые взаимоотношения, страхование бизнеса и работу кредитных организаций.

Экономическая ситуация в стране такова, что государство вынуждено удерживать мелких предпринимателей гарантированным спросом на их товары и услуги. Так, например, законодательно установлен определенный процент закупки гос. учреждениями товаров у субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с указом президента планируется формирование государственной корпорации по развитию малого бизнеса. В основу этой организации должно лечь Агентство кредитных гарантий. Главная задача корпорации – формирование стабильного и долгосрочного спроса на товар, предлагаемый представителями данного класса предпринимательства.

Кроме того, Министерству экономического развития поручено разработать стратегию, направленную на развитие среднего уровня бизнеса. Срок действия данной программы – 15 лет . В августе 2015 года произошло завершение только первого этапа. В случае успешной реализации, к 2030 году мелкие и средние предприниматели займут около 45% ВВП государства вместо сегодняшних 21%.

15 Май

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про способы государственного финансирования малого и среднего бизнеса в России.

Сегодня вы узнаете:

  1. Каким образом государство помогает предпринимателям;
  2. Сколько денег можно получить на поддержку бизнеса;
  3. Как правильно себя зарекомендовать для получения гранта.

Важность малого и среднего предпринимательства

Большое число малых частных фирм внутри страны приносят огромную пользу для развития экономики.

Виды субсидирования

Правительство выделило несколько программ поддержки малого бизнеса:

  • – денежная сумма, выделяемая на новичкам;
  • Помощь в выплате кредитов на бизнес – компенсация части процентов в размере ставки рефинансирования. К примеру, вы оформили кредит под 19% годовых. Ставка ЦБ РФ – 9,75%. Итого, государство за вас выплатит 9,75%, а вам останется погасить заём под: 19 – 9, 75 = 9,25% ;
  • Оплата . Выплачивается первый взнос до 30%, но не более 1 000 000 рублей;
  • Компенсация всех или частичных затрат на обучение персонала организации. Сюда включены всевозможные ;
  • Помощь лицам, решившим заняться фермерством;
  • Поиск партнёров для заключения сделок с иностранными представителями. Государство таким способом поощряет экспорт производства;
  • Развитие инфраструктуры предпринимательства. Государство выделяет оборудование, материалы и прочее для наполнения центров развития бизнеса;
  • Удалённый учёт (аутсорсинг).

Перечень достаточно широкий, а значит, каждый заинтересованный владелец фирмы сможет подобрать для себя наиболее оптимальный способ получения средств из бюджета. Для этого необходимо заранее определиться, на что именно у вас не хватает денег.

Сколько заплатит государство

В каждом регионе суммы выдачи могут различаться. Эту информацию нужно уточнять. Тем не менее государство старается каждый год увеличивать затраты на финансирование малого и среднего бизнеса.

Размеры выплат можно получить следующие:

  • 58 800 рублей – на открытие малого предпринимательства (данная сумма выдаётся центром занятости в качестве годового пособия по безработице);
  • до 500 000 рублей – грант на развитие нового предприятия, зарегистрированного менее года назад;
  • до 1 000 000 рублей – на открытие и развитие (в качестве суммы кредита по льготной процентной ставке).
  • до 2 500 000 рублей – на раскрутку инноваций (получение патента и прочее);
  • до 10 000 000 рублей – на ;
  • до 15 000 000 рублей (но не более суммы, потраченной собственником на развитие фирмы) – на повышение предприятия (для получения такой крупной суммы необходимо соответствовать всем критериям, выдвинутым государством).

Важно учитывать, что во многих случаях для получения гранта будущий предприниматель должен официально состоять на бирже занятости, подтверждая отсутствие рабочего места. Деньги будут выделены только в том случае, если фонд поддержки не сможет найти вам подходящую вакансию.

Также для того чтобы получить грант, нужно иметь хотя бы 25% от запрошенной суммы. Государство должно иметь гарантии, что вы желаете открыть именно бизнес, а не потратить средства на личные нужды.

Деньги переводятся на счёт заявителя в течение полугода, а в некоторых случаях и года. По мере их расходования предприниматель должен отчитаться, на какие цели были потрачены средства. Если статьи затрат не совпадают с первоначально указанными, то придётся отвечать в суде. Неиспользованную суму необходимо будет вернуть.

Не забывайте и об уплате налогов. С полученного гранта придётся уплатить по ставке 13%.

Что финансируется грантами

Государство старается поддержать те сферы жизнедеятельности, которые несут пользу всей стране и способствуют росту экономической заинтересованности населения.

Среди них есть те, на которые гранты выделяются в первую очередь:

  • Торговля (правда, эта сфера уже перенасыщена и получить грант на её развитие удастся в малом проценте случаев).

Области, в которых собираются промышлять предприниматели, также имеют особое значение.

Государство более лояльно относится к выделению грантам на развитие:

  • Медицины;
  • Строительства;
  • Туризма;
  • Инновационного бизнеса;
  • Образования;
  • Общественного питания;
  • Естественных наук.

Если вы заинтересованы в получении гранта, то лучше свою деятельность организовать в вышеуказанных областях. для получения субсидии поможет избежать отрицательного решения по вашей заявке.

На что конкретно можно тратить деньги с гранта

Государственные структуры строго контролируют расходные операции по счёту, на который была переведена сумма в качестве поддержки малого и среднего бизнеса.

Предприниматель должен производить траты строго в соответствии с составленным бизнес-планом, другие цели не допускаются. Использование денег не по назначению не допускается, в противном случае такой бизнесмен будет привлечён к ответственности.

На счету предпринимателя могут отразиться следующие статьи расходов:

  • Закупка необходимого оборудования (важное условие, что данное приобретение не может быть вторично продано ранее трёх лет использования);
  • , (на эти цели выделяется до 20% от общей суммы гранта);
  • Покупка патента, лицензии или специальной программы;
  • Приобретение средств производства – материалов, сырья (не более 20% от гранта);
  • Оборудование рабочих мест.

После произведённых трат вам нужно будет отчитаться по ним. Поэтому важно сохранять все чеки, квитанции, накладные и прочие подтверждающие бумаги. Если вы не сможете их предоставить, то и обосновать расходы не получится, а это уже чревато трудностями, связанными с нецелевыми тратами и возвратом гранта.

Кому одобрят финансовую поддержку

Для получения субсидии малому бизнесу из бюджета мало иметь только амбиции и большое желание, необходимо ещё и соответствовать ряду требований.

Образованное предприятие должно:

  • Быть зарегистрировано менее 1 года назад;
  • Прочно стоять на ногах (не грозит или ).

Если государственную поддержку планирует получить ещё не зарегистрированный предприниматель, то ему необходимо соответствовать критериям:

  • Возраст от 18 до 30 лет (верхний предел является желательным);
  • Трудоустройство на бирже занятости;
  • Прохождение теста по психологии с высоким балом;
  • Наличие готового качественного бизнес-плана;
  • Обладать суммой, не менее 25% от предоставляемого гранта.

Государство желает видеть среди предпринимателей молодых людей, недавно открывших для себя бизнес и имеющих высокие цели. Не обладая вышеуказанными характеристиками, получить поддержку предпринимательства будет невозможно.

Ещё одним важным, но не принципиальным условием считается отсутствие получение гранта в прошлом. Страна хочет видеть новых героев, а потому рассматривает для целей финансирования только новоиспечённых бизнесменов, которые только начинают осваивать азы предпринимательства.

Возможности для социально незащищённых слоёв

Получить поддержку от государства на развитие своего предприятия может любой член общества. Органы власти дают возможность проявить себя и социально незащищённым гражданам, которые могут рассчитывать на повышенную ставку.

К таким лицам относятся:

  • Одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;
  • Выходцы из детских домов-интернатов;
  • Бывшие заключённые;
  • Бывшие военные;
  • Многодетные семьи;
  • Семьи, включающие инвалида.

Самый простой способ получить 58 800 рублей любому лицу – встать на биржу труда и предоставить бизнес-план. Если его одобрят, то можно вкладывать собственные знания и опыт в развитие предпринимательства.

Также государство поощряет открытие новых фирм в сфере народных промыслов, детских образовательных учреждений или центров досуга для детей и взрослых в качестве социальных проектов.

Бизнес-план для получения субсидии

Важным правилом для возможности участия в конкурсе на получение финансовой помощи является составление бизнес-плана. Это документ, который тщательно разбирает весь ваш бизнес «по полочкам». Здесь отображаются разные показатели, расчёты и эффективность проекта.

Главные составляющие плана:

  • Суть создаваемого бизнеса;
  • Требуемые вложения;
  • Что производится или какие услуги оказываются;
  • Организация процесса;
  • Расчёт рисков.

Важно также указать в проекте характеристики, в которых заинтересовано государство:

  • Количество рабочих мест;
  • Ожидаемая доходность (в плане отчисления налогов);
  • Собственные средства предпринимателя.

Специальная комиссия изучает ваш бизнес-план в течение 60 дней. Необходимо, чтобы он содержал чёткие формулировки. Из него ясно должно следовать, на какие цели создаётся производство и какую пользу оно несёт для общества.

Вы должны заинтересовать органы власти выплатить грант именно вам. Бизнес-план может в этом помочь, если он составлен грамотно и со знанием дела. Если вы никогда ранее не имели дела с составлением подобных документов, лучше пройти специальное обучение и составить бизнес-план на высоком уровне.

Куда обратиться за помощью

Чтобы стать участником государственной программы по выдаче денег, не нужно куда-то ехать или посещать столицу. Достаточно обратиться к органам власти.

Вы можете посетить:

  • Центр занятости;
  • Местную администрацию;
  • Департамент предпринимательства (своеобразное агентство поддержки).

Отправиться в данные представительства вы можете на любом этапе участия. До или здесь расскажут всё о правилах проекта, его участниках, требованиях к ним. Вы узнаете суммы, на которые сможете рассчитывать.

В рамках государственных программ проходит также обучение начинающих предпринимателей основам бизнеса. Вы освоите азы экономики, научитесь писать бизнес-план и познакомитесь с такими же будущими деятелями, как и вы.

Здесь можно уточнить всё о государственной поддержке: её условиях, развитии по регионам и какие шансы есть лично у вас для получения гранта. Общение с опытными бизнесменами даёт возможность получить некоторые важные теоретические знания.

Вся информация предоставляется в открытом доступе: любой желающий сможет пройти обучение, посетить семинары и получить ответы на волнующие вопросы. Государство старается сделать этот процесс для будущих предпринимателей максимально удобным.

Важность Федерального портала

Для ознакомления с субсидиями на открытие бизнеса создан сайт под названием «Федеральный портал малого и среднего предпринимательства». Сюда может зайти любой ИП, юридическое лицо или просто физическое.

Сайт включает информацию по каждому региону. Можно изучить статистику количества предприятий по разным периодам или просмотреть выплаты государственной поддержки.

Здесь также отображается:

  • Количество предприятий, получивших гранты;
  • Регулирующая нормативная база;
  • Новости регионов;
  • Меры предоставляемой правовой поддержки и их доступность по регионам;
  • Форма «вопрос-ответ», в которой вы можете узнать что-то для себя;
  • Калькулятор (при покупке патента).

Как оформляется субсидия

Для оформления государственной поддержки, вам потребуется:

  • Обучиться на трёхдневных курсах предпринимателей (по необходимости. Здесь расскажут об особенностях составления бизнес-плана. Курс длится несколько дней, по завершении которых выдаётся сертификат, подтверждающий вашу готовность на получение гранта);
  • Составить грамотный план именно по той сфере жизнедеятельности, на которую и выдаётся субсидия для бизнеса;
  • Собрать все документы и отнести их в местную администрацию или центр поддержки бизнеса. Написать заявление в качестве участника проекта;
  • Ожидание решения комиссии по одобрению вашего проекта (в течение 60 дней с даты принятия бизнес-плана);
  • По утверждении вашей заявки открыть юридическое лицо либо ИП (если вы ещё не зарегистрированы в данном статусе);
  • Открыть счёт в банке (здесь в качестве стороны соглашения должен фигурировать департамент предпринимательства, который выделит вам средства. В случае их ненадлежащего использования, они будут списаны в пользу государства);
  • Отнести банковский договор, справку об отсутствии долгов перед кредитными организациями и свидетельство о регистрации предпринимателя у налоговых служб в департамент предпринимательства;
  • В течение полугода на ваш счёт будут зачислены средства, и вы сможете ими распоряжаться в угоду своему бизнесу.

Ничего сложного в оформлении и получении гранта нет. Самый трудный момент – составление бизнес-плана. По его завершении специальная комиссия будет ознакомлена с условиями вашего проекта. После чего её представители зададут вам несколько вопросов касаемо эффективности внедрения разработки в жизнь.

Если вы успешно пройдёте это «собеседование», то деньги точно будут перечислены на ваш счёт.

Собираем документы

Чтобы подать заявку на грант, понадобится собрать пакет бумаг. В каждом регионе он может незначительно различаться.

В основном требуется:

  • Само заявление;
  • Бизнес-план со всеми расчётами, вычислениями и прогнозами;
  • Если вы уже зарегистрировались и функционируете в качестве предпринимателя, то могут запросить копии договоров с партнёрами;
  • Копии договоров аренды помещения либо свидетельства на собственность (при необходимости);
  • Копии имеющихся лицензий и разрешений на работу, производство и т. д.;
  • Справка из банка о том, что у вас есть счета;
  • Для ООО – копию ;
  • Копия выписки из реестра юридических лиц либо ИП;
  • Копия свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя;
  • Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности и просроченных платежей;
  • Расписка участника о том, что раньше он не был предпринимателем (могут попросить вашу трудовую книжку, подтверждающую, что вы работали только по найму).

В зависимости от условий гранта, этот список может меняться в большую или меньшую степень. В любом случае к подготовке документов нужно подойти ответственно. На сбор даётся определённый срок. Если в него не уложиться, то денег от государства вам не видать.

Почему могут отказать

Получение субсидии от государства имеет большой перечень требований к начинающему предпринимателю. Несоблюдение хотя бы одного пункта может привести к отказу выдачи средств.

Рассмотрим эти пункты:

  • Выбор несоответствующей ниши бизнеса. Есть сферы, которые государство не финансирует, лучше выбрать те, что получают р егиональную поддержку малого бизнеса в первую очередь;
  • Заявлена слишком крупная сумма. Вы должны понимать, что государство не раздаривает средства, а выдаёт лишь тем, кто готов и сам вложиться. Поэтому, если в бизнес-плане указаны большие деньги, требующиеся со стороны бюджета, отказ последует однозначно;
  • Ошибки вашего проекта. Если в бизнес-плане есть какие-то неточности или фразы, вызывающие двоякое понимание, то комиссия вправе отказать. В нём должны содержаться только конкретные расчёты и информация по существу. Быстрая окупаемость и значимость вашего бизнеса для региона – вот, на что смотрят представители власти;
  • Повторная подача заявления. Если ранее вы уже получили деньги от государства, то во второй раз вам вряд ли это удастся. Правительство желает спонсировать именно новоявленных предпринимателей;
  • Если у вас уже зарегистрирован бизнес, то отказать могут по причине налоговых задолженностей , несвоевременной выплате подчинённым, при доходах сотрудников менее прожиточного минимума.

Кто может не рассчитывать

Государство не готово спонсировать каждую идею новоприбывшего предпринимателя. Интерес вызывают только социально значимые проекты, которые принесут пользу стране или отдельному региону. К тому же бизнес-план должен быть реалистичным и не быть плодом несбыточных фантазий.

Есть сферы, которые никогда не получат поддержку проекта со стороны государства. Если вы представитель одной из такой областей, то не рассчитывайте на гранты.

К ним относятся:

  • Производство табака;
  • Разлив алкоголя;
  • Кредитная деятельность;
  • Страховая компания;
  • Махинации на и ;
  • Сетевой бизнес;
  • Ломбарды.

Открытие и спонсирование предприятий в данных отраслях придётся осуществлять исключительно за свой счёт или путём оформления кредитов. Данные области не несут масштабной значимости для регионов, к тому же перенасыщены спросом и предложением.

Также, если у вас нет ни копейки на собственные идеи, то государство не пойдёт навстречу. В некоторых случаях условиями участия в конкурсе предусмотрено наличие хотя бы 25% от суммы поддержки развития бизнеса.

Если у вас лично или у предприятия имеются долги по банковским займам, тем более просроченным, можно даже не трудиться подавать документы – государство всё равно откажет.

Хотите стать предпринимателем

Проблемой большинства желающих открыть свой бизнес является психологический страх перед новым и переживание за то, что можно всё потерять на начальном этапе. Это обычное явление, которое проходит только со временем. Если всё время думать и волноваться – ничего не получится.

Для открытия собственного бизнеса нужно приложить максимум усилий, не жалеть времени и себя лично. Ещё одна проблема современных молодых людей в том, что они думают, сразу, а лучше получить их безвозмездно. С таким подходом вряд ли что-то получится.

Предприниматель должен совершенствовать свои навыки в той сфере, в которой он имеет широкие познания. Нужно сконцентрироваться не на деньгах, а на деле.

Освоение подходящей литературы, посещение всевозможных семинаров и курсов – важный этап подготовки себя в качестве будущего руководителя. Одним из наиболее действенных подходов к правильному открытию своего дела является общение с опытными предпринимателями.

Вы должны рассчитывать свои силы. Важно понимать, что любая остановка в деле может привести к потере вложенных средств, а заново восстанавливать — ещё более сложный процесс.

Чтобы государство безвозмездно выделило средства на ваш бизнес, уделите максимальное влияние своему бизнес-плану. Определитесь с нишей, которую займёт предприятие. От этого зависят дальнейшие расчёты и выдача гранта.

  • Просите в первый раз небольшую сумму и только на самое необходимое, это привлечёт взоры комиссии, которая будет уверена, что вы действительно ;
  • Составьте оригинальный проект , он должен быть уникальным. Его выгодное отличие от других позволит попасть на утверждение комиссии;
  • Обозначьте верно цели проекта . Ими не могут быть цели получения денег или , машины для себя. Вы должны сформулировать такие предложения, которые не касаются вас лично и ваших заработков. Они могут быть направлены на развитие региона, помощь населению, развитие экспорта и прочее, то есть на то, что важно стране и её экономическому подъёму.

Решив начать свое дело, будущий предприниматель столкнется с рядом трудностей. Отсутствие знаний и необходимого капитала могут стать серьезными проблемами на пути к достижению цели. Государство стремится помочь гражданам. Сегодня действует ряд программ и иных форм помощи, направленных на оказание поддержки предпринимателям.

Значение для предпринимателей государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Правительство РФ приняло программу социального и экономического развития страны до 2020 года. В ней отражены особенности оказания помощи малому и среднему бизнесу. Применение форм содействия направлено на создание здоровой конкуренции, а также улучшения общего уровня жизни населения.

Предоставление государственной поддержки упрощает запуск своего дела с нуля. Создавая компанию, предприниматель сталкивается с недостатком денежных средств и информации. Современные формы помощи способны выручить в сложившейся ситуации. Однако государственной поддержки не всегда достаточно для успешного старта. На сегодняшний день ведутся работы по модернизации сферы и внедрения в нее инновационных разработок.

Помощь предпринимателям оказывается в рамках федеральных программ. Присутствуют и региональные проекты. Мероприятия, проводимые в рамках федеральных программ, а также требования для участия в них устанавливаются приказом Минэкономразвития РФ. Он создается на основе действующего законодательства РФ, в частности ФЗ №209. В рамках программ реализуются следующие формы поддержки:

  1. Предоставление субсидий. В ряде ситуаций государство оказывает финансовую помощь на безвозмездной основе. Однако предприниматель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам программы. Размер субсидии может доходить до 300 000 рублей. Решение об ее предоставлении принимается после анализа бизнес-плана.
  2. Оказание бесплатных консультаций . Мероприятия проводятся на базе центров занятости, ФНС или Фондов по развитию бизнеса. Работники учреждений готовы ответить на вопрос предпринимателя, связанный с налогообложением, ведением бухгалтерии, планированию и других сфер, касающихся взаимодействия с государственными органами.
  3. Обучение ведению бизнеса. Региональные фонды по развитию бизнеса периодически проводят тренинги и лекции. Они направлены на оказание помощи начинающим предпринимателям. Посетить их может любой желающий. Однако потребуется предварительно записаться.
  4. Предоставление земли и помещений в аренду на льготных условиях. Предприниматель может получить во временное пользование участок земли или недвижимость. Это позволяет сэкономить на приобретении собственного помещения у частных лиц.
  5. Выдача льготных кредитов . Сегодня действует ряд программ, позволяющих получить на запуск и развитие своего дела под низкую процентную ставку.
  6. Допуск к участию в выставках и ярмарках на безвозмездной основе. Размещение продукции на бесплатных торговых площадках позволит уменьшить затраты на проведение рекламной компании.

Использование доступных форм государственной поддержки позволяет облегчить запуск своего дела с нуля.

Экспертное мнение со стороны федеральной электронной площадки РТС-тендер

В стратегии социально-экономического развития России до 2020 года говорится о том, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из основных приоритетов экономики. Меры господдержки имеют основную цель – обеспечить развитие МСП как одного из важнейших элементов рыночной экономики. В рамках реализации данной стратегии господдержка закреплена на законодательном уровне.

Как получить г осударственную поддержку МСП?

В частности, Закон о контрактной системе (44-ФЗ) обязывает заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок.

С 4 января 2017 г. в рамках госзакупок вступило в силу новое правило: заказчики обязаны устанавливать процент привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков из числа МСП – не менее 5%.

С 1 мая 2017 г. вступили в силу изменения, предусматривающие, что если заказчик проводит закупку с ограничением – только для МСП – то предельный срок расчетов с таким поставщиком не должен превышать 15 дней с даты подписания заказчиком акта приемки. Раньше такой срок составлял 30 дней с даты подписания заказчиком акта приемки.

С августа 2016 года ФНС запущен в промышленную эксплуатацию Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Реестр позволяет не только систематизировать и сделать более прозрачной сферу деятельности предпринимателей, но содержит сведения, влияющие на деловую репутацию МСП, например, сведения о заключенных контрактах в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ.

Вторым важнейшим нормативным актом, регламентирующим закупочную деятельность, является Закон № 223-ФЗ, предусматривающий обязанность корпоративных заказчиков по выполнению обязательной квоты размещения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме 18%. При этом не менее 10% от этой квоты должно быть направлено заказчиками предпринимателям по итогам закупок, участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Сервисы для МСП, упрощающие участие в государственных закупках

«Сегодня на площадке РТС-тендер существует комплексная система бесплатных сервисов и решений, упрощающих участие представителей МСП в закупках. Например, электронный документооборот с использованием электронной подписи, сервис по участию в закупках малого объёма, бесплатные аналитические отчеты, обучающие семинары, юридическая поддержка. В формате одного окна участники закупок могут в 1 клик получить нужные им финансовые продукты: банковские гарантии, тендерное кредитование и другие. Благодаря этому доля МСП в сделках по финсервисам на площадке РТС-тендер – стабильно выше 90%», — отмечает Владимир Лишенков, генеральный директор РТС-тендер.

Специально для представителей малого предпринимательства существуют различные бесплатные образовательные проекты. Так, в рамках всероссийской премии «Бизнес-Успех», организуемой Общественной организацией «Опора России» в партнёрстве с площадкой РТС-тендер, проводятся специальные мастер-классы для предпринимателей, посвящённые существующим налоговым преференциям и программам господдержки, а также экспресс-курс «Я — поставщик», на котором будущие участники закупок могут получить теоретические и практические знания, необходимые для начала работы в сфере государственного и корпоративного заказа.

Развитие бизнеса в России крайне противоречиво. Часто способы поддержки предпринимательства, закрепленные в нормативно-правовых актах, не реализуются на практике. Главными проблемами, препятствующими планомерному оказанию помощи со стороны государства, являются:

  • отсутствие эффективной законодательной базы;
  • увеличение налогового бремени;
  • бюрократизация государственных учреждений, на которые возложена надзорные функции;
  • отсутствие проработанной системы финансирования предпринимательства;
  • присутствие экономических проблем ( , рост цен во всех сферах производства).

Сложившаяся ситуация оказывает негативное воздействие на малое и среднее предпринимательство. Однако государство предпринимает попытки исправить положение. Периодически внедряются новые формы поддержки бизнеса.

Основные направления государственной поддержки малого бизнеса

14 июня 1995 г. был принят закон №88-ФЗ. Он был направлен на реализацию конституционных прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности. Закон стал основой для нормирования нормативно-правовой среды, регламентирующей порядок оказания помощи бизнесу. Сегодня государственная поддержка осуществляется по следующим направлениям:

  • создание нормативно-правовой базы для помощи и развития представителям бизнес-сферы;
  • организация процесса подготовки кадров для малого предпринимательства;
  • формирование и обеспечение социальной защищенности в бизнес-пространстве;
  • создание льготных условий для использования предпринимательством информационных, финансовых и иных ресурсов;
  • включение представителей сферы в программы по ведению внешнеэкономической деятельности.

Чтобы ознакомиться с общими положениями оказания государственной помощи, стоит изучить закон №88-ФЗ.

Если будущий предприниматель хочет получить помощь от государства, он должен подготовить бизнес-план. Готовый проект нужно подать в центр занятости. Гражданин должен состоять на учете, как безработный. Размер субсидии, предоставляемой на создание своего дела, составляет 58 800 рублей. Период рассмотрения бизнес-плана может доходить до 6 месяцев.

Потребуется подготовить и другую документацию. Готовый пакет бумаг для получения помощи от государства должен включать в себя:

  • паспорт гражданина РФ;
  • документы об образовании;
  • справка о средней заработной плате за 3 месяца на последнем месте осуществления трудовой деятельности;
  • СНИЛС.

Затем гражданин должен написать заявление с просьбой о предоставлении субсидии. В случае получения одобрения, предстоит зарегистрировать компанию. Человек может создать ИП или ООО. Выбор формы собственности зависит от планируемых масштабов бизнеса. Когда процедура завершена, на банковский счет поступит субсидия. Денежные средства можно потратить только на цели, предварительно указанные в бизнес-плане. Гражданину предстоит отчитаться, на что был потрачен капитал.

Интересный факт! Несмотря на обширный перечень документации, основной бумагой является бизнес-план. Опираясь на него, сотрудники учреждения будут принимать решение о возможности предоставления помощи в создании своей компании. По этой причине к составлению проекта стоит подойти тщательно.

Деньги можно потратить и на погашение кредитов, которые были взяты для запуска бизнеса ранее. Кроме того, может быть осуществлена выдача займа со сниженной процентной ставкой.

Если предприниматель хочет получить кредит на создание или развитие бизнеса, он может воспользоваться микрофинансированием в рамках государственной программы. Чтобы взять займ на развитие своего дела, владелец компании должен посетить фонд, специализирующийся на поддержке малого предпринимательства в конкретном регионе. Деньги в долг предоставляются на следующих условиях:

  • сумма кредита – 50 000-1 000 000 рублей;
  • период возврата денежных средств – 3-12 месяцев;
  • величина переплаты – 10%.

Деньги выдаются под залог, поручительство или банковскую гарантию. Воспользоваться государственной программой могут предприниматели, зарегистрировавшиеся в качестве ИП или создавшие ООО. Предоставление залога повысит вероятность вынесения положительного решения по заявке.

Обратиться можно и непосредственно в банк, принимающий участие в государственной программе. Фонд поддержки МСП в этом случае выступит в роли поручителя. Процедура получения кредита имеет следующий вид:

  1. Предприниматель обращается в Фонд поддержки МСП. Специалисты организации предоставляют список банков, принимающих участие в программе.
  2. Предприниматель знакомится с перечнем и выбирает наиболее подходящее учреждение.
  3. Владелец бизнеса узнает список необходимых бумаг, заполняет заявку и относит готовый перечень документации в банк.
  4. Бизнесмен дожидается решения кредитного учреждения. Если компания согласна выдать деньги в долг, потребуется повторно посетить Фонд поддержки МСП и попросить о поручительстве.

Деньги можно получить и на безвозмездной основе. Государство готово предоставить субсидию на развитие бизнеса. Чтобы воспользоваться ей, необходимо:

  1. Встать на учет в качестве безработного.
  2. Пройти тесты, а затем посетить специализированные курсы предпринимательства.
  3. Подготовить бизнес-план.
  4. Зарегистрироваться в качестве ИП.
  5. Открыть счет в банке.

Деньги, предоставляемые государством, имеют строго целевое назначение. За потраченные средства придется отчитаться. Кроме того, владелец бизнеса должен быть готов к внезапным проверкам.

Государство стремится оказывать помощь лицам, решившим начать свое дело. Помощь оказывается в соответствии с программами:

  • федеральной;
  • региональными;
  • отраслевыми и межотраслевыми;
  • муниципальными.

Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Финансовое обеспечение программ осуществляется ежегодно за счет средств бюджетов разных уровней, а также других источников. Объем обязательных ежегодных выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства РФ.

Интересный факт! Зарубежный опыт показал, что малый бизнес нуждается во всесторонней поддержке со стороны государства. Помощь должна оказываться стабильно. Чтобы малое и среднее предпринимательство чувствовало себя комфортно, политика должна быть направлена в сторону поддержки сферы.

Однако отрасль еще не так развита, как в других странах. Большая часть проблем возникает в связи с недостатком оборотных средств. Государство предоставляет субсидии и выдает кредиты на льготных условиях. Однако сумм, выдаваемых на безвозмездной основе, недостаточно, а получить займ на этапе запуска компании проблематично.

В странах с развитой рыночной экономикой большое внимание уделяется кредитованию бизнеса. Для этих целей государство создает специальные структуры и фонды:

  • Администрация по делам малого бизнеса (США);
  • Кредит для средних и мелких фирм (Франция);
  • Корпорация страхового кредитования малого бизнеса (Япония).

Правительство стран ставит перед собой задачу сохранить и развить конкурентную среду, побуждающую производителей переходить на использование более эффективных технологий.

Государственные структуры зарубежных стран стремятся обеспечить максимальную правовую защиту интересов малого и среднего бизнеса. Например, в США в структуре Администрации по делам малого бизнеса создан отдел адвокатуры. Его главу назначает Президент, а утверждает Конгресс. Глава подотчетен только им.

Позднее в Администрации по делам малого бизнеса был создан отдел арбитража. В различных регионах страны представители структуры проводят слушания, нацеленные на повышение эффективности бизнеса. Отдел выступает связующим звеном между предпринимательством и федеральными структурами.

Интересный факт! В США ежегодно регистрируются больше 600 000 предпринимателей. Однако уже через 12 месяцев 500 000 из них закрывают созданные предприятия. Дело в том, что американцы очень мобильны. Почувствовав, что компания не приносит ожидаемую прибыль, они закрывают ее и начинают ведение деятельности в другой сфере.

Под эгидой все той же Администрации функционирует Институт в Интернете. Если предприниматель или студент хочет открыть свое дело, он может пройти бесплатную подготовку и пользоваться информационными ресурсами.

Сегодня в России существует большое количество структур и форм, созданных для оказания поддержки малому бизнесу. Однако значительная часть их функций остается нереализованной. Причиной служит несовершенство бизнес среды, особенно в инновационной сфере. Модернизация действующего законодательства и увеличение объемов оказываемой помощи может привести к изменению сложившейся ситуации.

Сложившаяся и последние годы ситуация в малом секторе экономики, а также необходимость обеспечения его роста требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства и устранения факторов, сдерживающих его рост и вынуждающих предпринимателей уходить в «теневой» сектор экономики.

Требуется преобразование нормативной правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства. Это включает существенное продвижение в создании законодательной базы и механизмов правоприменения эффективного взаимодействия предприятий как между собой, так и с органами власти.

Можно выделить несколько основных причин, по которым государство обязано помогать развитию малых предприятий:

    государству выгодно создать условия для реализации творческого и предпринимательского потенциала населения, поскольку результат существенно превосходит вложения;

    без поддержки государства, само по себе, малого предпринимательства развиться не может.

Несомненно, малые предприятия нуждаются в особом внимании и льготах со стороны государства в связи с его (государства) интересом в развитии малого предпринимательства в стране. Среди предложений авторов различных публикаций на эту тему можно отметить следующие:

    необходимость создания максимально прозрачной и понятной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере малого предпринимательства;

    ускорение процедур, связанных с регистрацией и оформлением сделок субъектов малого предпринимательства;

    создание гарантийных фондов, предоставляющих гарантии кредитным институтам, выдающим кредиты под проекты субъектов малого предпринимательства;

    налоговые льготы для малых предприятий;

    увеличение объемов госзаказов, размещаемых среди малых предприятий на конкурсной основе, и объемов госзаказов реально оплаченных государством.

    Существуют предложения и относительно создания дополнительных стимулов кредитования субъектов малого предпринимательства для кредитных организаций, таких как, например:

    льготное налогообложение банков в части доходов полученных от кредитования проектов малого бизнеса;

    снижение ставок резервирования, для стимулирования интереса к кредитованию реального сектора в целом.

От государства не требуется помощь каждому конкурентному предприятию. Государство должно создать такие правила игры, которые бы стимулировали развитие предпринимательской деятельности, позволяли цивилизованно и грамотно работающим малым предприятиям конкурировать на рынке.

Развитие малого предпринимательства в основном зависит от социально-экономической ситуации в стране, инвестиционного и налогового климата, правовой базы и ряда иных факторов, которые при проведении адекватной государственной политики могут быть изменены в позитивном направлении.

В России создана система поддержки малого предпринимательства: формируется нормативно-правовая база, разворачивается работа по финансово-кредитной и инвестиционной поддержке, реализуются региональные программы, налаживаются межрегиональные и международные контакты. Заключены межправительственные (в рамках СНГ) и международные соглашения по развитию малого предпринимательства. Активизировалась деятельность общественных объединений предпринимателей, проводится подготовка кадров, создается система информационного обеспечения.

Для выполнения условий эффективного развития малого предпринимательства, формирования гибкой системы государственной поддержки малого предпринимательства необходимо скоординированное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:

    наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки;

    учет национальных, региональных и исторических особенностей;

    значительное расширение прав и возможностей субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере государственной поддержки малого предпринимательства;

    формирование информационной сети;

    организация систематических исследований по проблемам малого предпринимательства;

    существенное улучшение системы учета и государственной статистики малого предпринимательства;

    обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных структур;

    организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на стимулирование деятельности сектора малого предпринимательства.

В 87 субъектах РФ (кроме Эвенкийского АО и Чеченской республики) создана сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: 82 фонда, 54 бизнес-инкубатора, 58 региональных агентств, 55 лизинговых компаний, 38 техно-парков, 98 учебно-деловых центров Морозовского проекта, 143 торгово-промышленные палаты, 30 бизнес центров, 110 ассоциаций и союзов, 15 палат ремесел и др.

Совершенно очевидно, что выход из сложившейся ситуации в частном предпринимательстве также немыслим без поддержки предпринимателей политикой правительства. Опыт многих стран свидетельствует о необходимости разработки общегосударственных, отраслевых и региональных комплексных программ развития предпринимательства.

Попытки разработать такие программы применительно к малому бизнесу, и в частности к индивидуальным предпринимателям, в прошлом в нашей стране практически не давали результатов. Связано это в первую очередь с тем, что программы были оторваны от прочной экономической базы – реального сектора экономики, а также отечественной науки и предпринимательской культуры.

В соответствии с Федеральным законом № 88-ФЗ от 14.07.95 государственная поддержка малого предпринимательства в РФ осуществляется в соответствии с Федеральной программой, финансируемой из бюджета. Данный Федеральный закон направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства .

Можно отметить, что данный Закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития частного предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Данным Законом предусмотрена государственная поддержка малого предпринимательства, которая направлена осуществление по следующим направлениям:

    формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

    создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально- технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

    установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

    поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

    организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В настоящее время вступила в действие федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2002-2004 годы.

Основные направления Программы:

    нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства;

    развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;

    реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства;

    повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем обеспечения малого предпринимательства;

    научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;

    взаимодействие со средствами массовой информации в области пропаганды предпринимательской деятельности;

    международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

Средства, планируемые Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства к рефинансированию, составляют 40 млн. рублей ежегодно. В 2001 году предусмотрены ассигнования из федерального бюджета в объеме 90 млн. рублей. Средства Государственного фонда занятости населения Российской Федерации – по 80 млн. рублей ежегодно – направляются на поддержку предпринимательских инициатив безработных граждан, обеспечение их занятости.

Почти во всех субъектах Российской Федерации разрабатываются региональные программы поддержки малого предпринимательства, реализация которых способствует созданию благоприятных организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и финансовых условий для их деятельности. В ряде регионов такие программы являются составной частью программ социально-экономического развития данной территории.

Однако полностью реализовать эти программы не удается, как правило, из-за отсутствия достаточного финансирования. В основном осуществляются мероприятия по таким направлениям, как совершенствование нормативно-правовой базы, подготовка кадров. Что касается реализации инвестиционных проектов, создания объектов инфраструктуры, то эти мероприятия выполняются менее чем на треть. Слабая инвестиционная активность малых предприятий объясняется их тяжелым финансовым положением, и, прежде всего, недостатком собственных оборотных средств, а также сложностями с получением банковских кредитов. В 1999 г. инвестиции малых предприятий в основной капитал составили 17,9 млрд. руб., или 2,7% общего объема инвестиций по стране. По сравнению с 1998 г. в сопоставимых ценах они уменьшились на 40,8%.

Малые предприятия и индивидуальные предприниматели, представляющие заявки на выделение кредитных ресурсов в целях финансирования инвестиционных проектов, в основном не имеют собственного обеспечения в виде залога имущества, поэтому большинство коммерческих банков не рассматривает их в качестве потенциальных заемщиков. Из бюджетов субъектов Российской Федерации рискованные инвестиционные проекты также не кредитуются. В связи с этим необходимо изыскивать новые механизмы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий.

Одним из перспективных направлений для субъектов малого бизнеса является решение проблемы гарантийного обеспечения и страхования первоначальных вложений в предпринимательство. Предоставление государственных гарантий и поручительств по кредитам, запрашиваемым субъектами малого предпринимательства в коммерческих банках, позволяет значительно увеличить количество проектов и программ, получающих государственную поддержку, по сравнению с прямым предоставлением ссуд из государственных источников и вовлечь в финансирование малого бизнеса значительные ресурсы коммерческих банков. Средства для гарантийных обязательств предусматриваются в сумме, которая в 4-5 раз меньше суммы выданных коммерческими банками кредитов.

Еще один способ привлечения кредитных ресурсов – компенсация части процентных ставок (особенно на начальном этапе реализации проекта, когда еще не начался возврат средств), что также расширяет число получателей финансовой поддержки и облегчает доступ малых предприятий и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к коммерческим кредитам.

В настоящее время около 40 регионов в той или иной степени пытаются внедрить механизм выдачи гарантий при инвестировании проектов и их страховании. В настоящее время рассматривается вопрос о создании республиканского гарантийного фонда поддержки субъектов малого предпринимательства. Одной из важнейших составляющих имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства является лизинг. Несмотря на относительно малый объем государственных средств, вложенных в создание и развитие региональных лизинговых компаний, можно уже говорить о начале этого процесса в регионах страны. Значительная часть лизинговых компаний осуществляет деятельность за счет собственных средств.

Важный резерв привлечения инвестиций в сферу малого предпринимательства – развитие обществ взаимного кредитования (ОВК) или взаимного страхования. Они создаются для целей кредитования субъектов малого предпринимательства, учредителями которых становятся эти же предприятия и индивидуальные предприниматели. Такие организации необходимо всячески поддерживать, в том числе путем предоставления льгот, так как они могут в перспективе снять нагрузку с бюджетов всех уровней по финансовой поддержке субъектов малого предпринимательства.

Фактором, сдерживающим создание кредитных кооперативов (союзов), является отсутствие специального законодательства о кредитных потребительских кооперативах граждан. В настоящее время в Российской Федерации уже работают более 700 таких обществ. Гражданский кодекс Российской Федерации предоставляет право создавать их, но нужны еще правовые акты, позволяющие более целенаправленно использовать этот механизм.

Один из методов финансовой поддержки малых предприятий и предпринимателей – софинансирование, при котором риски делятся между участниками кредитуемого проекта. Если один из участников может предложить более дешевые ресурсы хотя бы в ограниченном объеме, то недостающие средства можно привлечь из других, более дорогих источников.

Все большее распространение получает механизм микрокредитования малого предпринимательства. Оно практикуется в 30 субъектах Российской Федерации. Одним из перспективных источников средств для развития предпринимательства может стать привлечение венчурного (рискового) капитала. В настоящее время насчитывается свыше 10 венчурных фондов, работающих в области инновационного предпринимательства. В качестве примера можно привести финансирование проекта ЗАО «Котодел» (г. Воронеж).

Еще не нашел широкого применения и такой перспективный финансовый механизм, как франчайзинг. В упрощенном виде франчайзинг предполагает использование торговой марки крупной фирмы для развития малого предприятия. Аналогичные элементы франчайзинга используются региональным представительством системы фотоуслуг «Кодак-экспресс» во многих регионах Российской Федерации.

Однако финансово-кредитные механизмы, связанные с выдачей гарантий, страхованием проектов, франчайзингом, венчурным финансированием, взаимным кредитованием, софинансированием, микрокредитованием, не имеют нормативно-правовой базы на федеральном уровне.

Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать их эффективному использованию. Необходимо создать справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую рыночной среде.

Основные мероприятия по созданию эффективной кредитно-финансовой системы, распространению финансовых технологий направлены на разработку нормативной и методической базы для гарантийных кредитно-финансовых схем, венчурного финансирования, взаимного кредитования и страхования, лизинга, франчайзинга и других кредитно-финансовых механизмов, и их практическое внедрение. Эти меры должны способствовать развитию инвестиционно-кредитных рынков и стимулированию финансирования малых предприятий.

В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства. Укрепление системы финансово-кредитного обеспечения субъектов малого предпринимательства, охватывающей региональные и муниципальные фонды поддержки, повысит стабильность и управляемость системы государственной поддержки, обеспечит выработку и проведение последовательной государственной политики по финансированию развития малого предпринимательства.

Для расширения имущественной поддержки малых предприятии необходимо качественное улучшение информационно-методической базы и инвентаризации бездействующих производственных площадей крупных государственных предприятий; разработка и распространение на этой основе различных экономических и правовых механизмов использования объектов государственной собственности субъектами малого предпринимательства.

Одной из приоритетных задач является повышение занятости и снижение уровня безработицы населения, особенно в проблемных муниципальных образованьях, остро переживающих последствия экономической трансформации. Реализация этой задачи предполагает подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства; создание системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов действующих малых предприятий; развитие Институтов повышения квалификации и переподготовки кадров; разработка методических основ для обучения предпринимательской деятельности.

Серьезной задачей остается включение предпринимателей в систему современного информационного обмена, в том числе дистанционного, что позволит значительно улучшить условия и эффективность их работы. Основные усилия по решению этой задачи будут направлены на создание сети конъюнктурной информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг в различных регионах России и за рубежом, которая содействовала бы усилению межрегионального обмена товарами и услугами и выходу субъектов малого предпринимательства на внешний рынок.

Задачей Программы по сохранению научно-технического потенциала страны, повышению инновационной активности малых предприятий является создание инновационной инфраструктуры на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях, условий для коммерциализации результатов научных разработок и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции. Программа предусматривает также развитие средств информационного обеспечения предприятий научно-технической сферы правовой, финансовой, экономической и иной информацией с использованием Интернет-ресурсов.

В задачи международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства включены разработка и реализация программ сотрудничества с государствами - участниками СНГ в рамках соглашений между MAП России и министерствами и ведомствами зарубежных стран, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства и структурами государственной поддержки малого предпринимательства зарубежных стран; участие в подготовке и реализации международных проектов технического содействия малому предпринимательству в РФ, в работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами.

Параллельно с этим будет осуществляться реализация мероприятий по практическому внедрению прогрессивных финансовых технологий, позволяющих привлекать внебюджетные ресурсы и осуществлять финансирование программных мероприятий, снижая тем самым нагрузку на бюджеты различных уровней.

В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается обеспечить условия для сохранения действующих и вновь созданных малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица, позволяющие увеличить число рабочих мест в сфере малого предпринимательства до 8,5 млн., обеспечив при этом источниками доходов до 30 млн. человек. Предполагается, что по завершении мероприятий Программы общий вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт увеличится до 12 процентов.

Однако до сих пор на практике индивидуальные предприниматели сталкиваются с такими проблемами, которые существенно мешают их развитию или приводят к банкротству. Запланированные мероприятия выполняются медленно и не в полном объеме. Зачастую государственная поддержка на местном уровне оказывается единичным случаем.

Можно выделить основные этапы развития малого предпринимательства в ближайшие годы.

2002г. – создание финансовой базы расширенного воспроизводства путем построения каналов предложения заемного капитала в денежной форме под поручительство ликвидного государственного имущества (имущественных прав), расширения спектра кредитно-финансового обслуживания в зависимости от особенностей малого предприятия (соответствия его целей объявленным государственным приоритетам, соотношению доходности – риска инвестиций и др.).

2003г. – расширение инвестиционного спроса за счет обновления производственного аппарата, усиления кооперационных хозяйственных связей внутри сектора, создания «центров инновационных технологий» для реструктуризации и институциональных преобразований крупных предприятий, отраслей, хозяйственных комплексов (территорий).

2004г . – выход на траекторию устойчивого экономического роста по основным показателям (объем продаж, налоговая база, производительность труда, рост доходов).

Прогнозируемое в 2001-2004гг. снижение количества малых предприятий в промышленности и строительстве и их увеличение в торговле будет сопровождаться увеличением среднесписочной численности работников на предприятиях промышленности, торговли и строительства. При условии сохранения наметившихся тенденций к концу 2004г. среднесписочная численность работников малых предприятий промышленности вырастет до 1461 тыс. человек в торговле и строительстве соответственно до 2520 тыс. человек и 1448 тыс. человек Среднесписочная численность работников малых предприятий в течение 2001-2004гг. будет также возрастать и в 2004г. составит 7278 тыс. человек

Заметное превышение темпов прогнозируемого увеличения среднесписочной численности работниками над темпами роста числа малых предприятий и снижения числа малых предприятий в промышленности и строительстве найдет отражение в дальнейшем увеличении числа занятых в расчете на одно малое предприятие и, следовательно, укрупнении малых предприятий по числу занятых.

По прогнозным оценкам доля товаров, работ и услуг, произведенных малыми предприятиями, в ВВП России составит в целом по стране 10-12%, в фактических ценах по всем видам деятельности в размере 754 млрд. руб. в 2001г., 912 млрд. руб. в 2002г. и 1281 млрд. руб. в 2004г.

В соответствии с пессимистическим вариантом прогноза в 2002 г. число малых предприятий, по сравнению с 2001г., уменьшится на 2%. К концу 2004г. число малых предприятий в этом случае не превысит 876 тыс.

В результате осуществления этих программ количество зарегистрированных малых предприятий должно, по мнению авторов программы, превысить 1 млн. Удельный вес занятых на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, достигнет 20% экономически активного населения или около 14,5 млн. человек в абсолютном выражении. Для достижения этих целей необходимо обеспечить среднегодовые темпы роста количества зарегистрированных малых предприятий на уровне 4,5% в год, а занятости в малом секторе - на уровне 8% в год. Вклад малого предпринимательства в ВВП возрастет на 14 - 15%.

Приоритеты в развитии малого предпринимательства и основные стратегические меры по его государственной поддержке на среднесрочную перспективу будут отражены в Концепции развития малого предпринимательства в Российской Федерации до 2010 г., которую в настоящее время МАП России разрабатывает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями предпринимателей.

Развитие бизнеса – это одна из самых приоритетных государственных задач. Ведь бизнес – это основа формирования бюджета. Из данной статьи вы узнаете, в чем суть программы поддержки малого бизнеса, как получить субсидию и какие условия для получения субсидии в 2019 году

Экономическая нестабильность в России, которая наблюдается более года, лишила многих граждан рабочих мест и достойной заработной платы. Альтернативой для данной категории населения стал малый и средний бизнес. Однако, в связи с нехваткой денежных средств, большинство не имеет возможности открыть свое дело. Именно поэтому государство приняло решение о выдаче субсидий на открытие и поддержку малого бизнеса в 2019 году.

В чем заключается субсидирование физических лиц-предпринимателей?

Субсидия – вид денежной безвозвратной помощи для субъектов предпринимательства, которая выдается для целевого использования (бизнеса).

Помощь малому бизнесу может выделяться для реализации следующих целей:

  • приобретения помещения;
  • покупки оборудования, товара для последующей продажи;
  • покупки нематериальных активов.

Выделенные средства обязательно должны быть направлены на развитие малого и среднего бизнеса. Государственные органы позже смогут затребовать официальные подтверждающие документы от получателя, например, чеки, накладные с указанной суммой. Если средства были потрачены не полностью, остальную часть потребуется вернуть.

Виды финансовой помощи и условия поддержки малого бизнеса

  1. Гранты для предпринимателей, которые только начинают бизнес , составляют 60 000 рублей или 12 месячных пособий. Гранты на поддержку малого бизнеса предоставляются лицам, которые зарегистрированы в качестве СПД на протяжении более 2 лет. Средства выдаются на конкурсной основе с целью их направления на нужды бизнеса, кроме аренды помещений и выплаты зарплаты наемным рабочим. Также гранд выдается безработным лицам, малообеспеченным семьям с малолетними детьми, детьми-инвалидами, бывшим работникам государственной или военной службы.
  1. Для приобретения основных средств – гос программа в поддержку малого бизнеса в 2019 году гарантирует выдачу до 60 000 рублей на предпринимательство, которая в будущем позволит увеличить количество рабочих мест, налоговых поступлений в федеральный бюджет, повысить социальную значимость малого бизнеса.

Получить субсидию на развитие малого бизнеса такого формата, смогут частные предприниматели в промышленной, жилищно-коммунальной, экономической, социальной сфере, которые:

  • подготовят и защитят проект развития бизнеса;
  • предоставят полный пакет документов по требованию комиссии.
  1. Денежные субсидии на бизнес от Центра занятости 2019 – государство предлагает до 25 000 рублей для открытия небольшого частного предпринимательства.
  1. Компенсации кредитов, ранее полученных на развитие малого и среднего бизнеса – программа 2019 года предложена Правительством России по финансовой и имущественной поддержке.

Для покрытия части процентной ставки предприниматель предоставляет бизнес-план, необходимые документы, после чего принимается решение о выделении финансовой помощи данному лицу.

  1. Финансовая господдержка социально незащищенным категориям населения (освободившихся из мест лишения свободы, инвалидам, матерям и отцам-одиночкам, выпускникам интернатов, др.) – программа предусматривает выдачу субсидии в 2019 году до 300 000 рублей для поддержки запланированных мероприятий по стабилизации и развитии предпринимательства.
  1. Обучение и стажировки за счет государственных средств, профессиональная переквалификация (можно оформить с полным или частичным покрытием расходов).
  1. Бизнес-инкубаторы (обычно на базе Фондов поддержки малого предпринимательства) – помощь для расширения области рабочей площади (аренды помещений, складов, пр.), обучение азам предпринимательства, помощь в составлении бизнес плана по образцу для получения субсидии.
  1. Помощь в ведении бухгалтерского и налогового учета на безвозмездной основе (аутсорсинг).
  1. Содействие развитию инновационных технологий 2019 – государством выделяются средства для покрытия затрат на продвижение нового продукта, приобретения на него патента и лицензионных прав (максимум 60 000 рублей).

Возможно ли получить дотацию для поддержки малого и среднего бизнеса в РФ и где?

В России предлагается гос. финансирование индивидуальных предпринимателей в специальных центрах и фондах поддержки бизнеса, а также в Центре занятости населения.

Получение помощи в Центре занятости

Для получения финансовой помощи официально безработным лицам необходимо встать на учет в Центре занятости и заполнить стандартную анкету по образцу.

Также потребуется предоставить следующие документы:

  • паспорт гражданина РФ с указанием места регистрации;
  • ИНН установленной формы;
  • документ о среднем или высшем образовании;
  • справку за последние полгода с указанием средней заработной платы (для лиц, которые ранее были трудоустроены);
  • иные документы (по требованию инспектора).

После предоставления документов сотрудниками службы будет предложен вариант получения разовой (безвозвратной) помощи для открытия своего дела. Лучше всего предварительно пройти курсы предпринимательства, составить правильный бизнес-план и предоставить его для ознакомления комиссии.

При положительном решении понадобится зарегистрироваться в Налоговой инспекции в качестве предпринимателя, на основании чего будет перечислена помощь безработному.

Субсидия от государства на открытие бизнеса 2019: что необходимо?

  1. Выбрать вид деятельности, которым планируется заниматься.
  2. Составить бизнес план для субсидии.
  3. Зарегистрироваться как ИП.
  4. Обратиться с заявлением в гос. орган, который проводит субсидирование малых предприятий.
  5. Подтвердить необходимость получения выплат.
  6. Составить приблизительные расходы на открытие и развитие бизнеса, предоставить для ознакомления комиссии.
  7. Собрать пакет документов, необходимых для оформления дотации (паспорт, ИНН, справку о доходах, др.).

В течение 60 дней комиссией принимается решение о предоставлении субсидии, как способа поддержки малого бизнеса государством, о котором предприниматель уведомляется по почте и посредством телефонной связи.

С программами субсидирования подробно можно ознакомиться на сайте портала Правительства РФ и Министерства социальной политики.

В 2019 году система государственной поддержки малого и среднего бизнеса стала более усовершенствованной, которая позволяет выделять помощь различным слоям населения на любые виды деятельности.