Конкурс ораторского искусства выступления. Положение конкурса «Я умею говорить красиво. Организация проведения Конкурса

Оксана Остапенко
Сценарий конкурсно-игровой программы «Русское красноречие»

Цель : повышение речевой активности детей, уровня выразительного

чтения стихов.

Основные задачи конкурса :

Совершенствование речевого слуха и навыков чёткой, выразительной

и правильной речи;

Развитие творческих способностей детей;

Соответствие материала индивидуальным и возрастным возможностям ребенка.

Обеспечение радостного, эмоционального настроя у детей.

(Звучат фанфары, на сцену выходит ведущий )

Ведущий :

Добрый вечер, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады видеть Вас в нашем зале!

Сегодня необыкновенный день. Сегодня мы проводим конкурс чтецов

«Русское красноречие » . Издавна, русский народ славился своим красноречием . Люди слагали сказки, поэмы, былины ну и конечно же стихи.

А скажите, ребята, вы любите сказки? А ведь сказки есть и в стихотворной форме, например много таких сказок у великого поэта – А. С. Пушкина. Открою вам тайну : нас ждет незабываемое путешествие в поэтическую страну. Вы готовы к путешествию?

Звучит фон «В гостях у сказки»

Ведущий :

Как красиво в нашем зале -

Словно в сказку мы попали.

Тихо, тихо сядем рядом.

Сказка, сказка входит в дом.

В удивительном наряде,

В разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены,

Вся земля видна вокруг :

Плещут волны речкой пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой.

Это сказка нас торопит

И зовет всех за собой!

Приглашаю вас - в мир добра, чудес и волшебства!

Расскажу вам сказку я

Вы послушайте, друзья.

Жил да был когда-то царь -

Очень славный государь.

Было у него три сына…

Старший – славный был детина.

Средний – был большой мастак,

Младший - малый не дурак.

Мать сыночков обожала,

Все пылинки с них сдувала.

Сыновья же подрастали,

Лихо песни распевали.

Сыновьям царь говорит :

Ко мне, сыны, вы подойдите,

Стрелы вы с собой возьмите.

Стреляйте смело, не стесняйтесь,

И там, стрела, где упадет -

Подружка милая вас ждет.

Звучит музыка. Вылетает стрела. Попадает в Царевну-лягушку.

(стрела вылетает из-за ширмы)

Фон №3 свист стрелы.

Ведущий :

Ой, послушайте ребята,

Чей-то топот слышу я!

Кто-то в гости к нам приехал

Ждете вы кого друзья?

Выезжает Иван Царевич на коне.

Иван Царевич :

Здравствуйте ребята!

Ответ детей.

Иван Царевич :

И совсем я не в гости.

Я из лесу приехал,

Царевну я свою ищу.

Вот я ее и нашел.

Что же с ней случилось?

Что с моей невестой приключилось?

Ведущий :

А ты, Иван, попал в болото.

И лягушку встретил здесь.

Лягушка :

Твою стрелу я не отдам,

Подругой буду я твоей,

И не стесняйся ты людей!

Играет музыка. Выходит Баба Яга.

Баба Яга :

Ты, пока Иван гулял!

Силы набирался!

Свою невесту потерял,

Теперь один остался!

Я ее заворожила

И в лягушку превратила!

Не бывать вам больше вместе,

Не видать тебе невесты!

Ведущий :

Что ты, что ты, Бабка Ежка,

Погоди, постой немножко!

Расколдуй скорей лягушку,

Нужна Царевичу подружка!

Баба Яга :

Эх, какие деловые,

Ну-ка посмотрите!

Расколдую я лягушку,

Если меня вы удивите!

Царевич :

Ой, ребята, помогите,

Мою невесту не сгубите!

Ведущий :

Что ж, Иван, ты не печалься,

И совсем не огорчайся!

Здесь друзья у нас везде,

Не оставят нас в беде.

Ребята, мы же поможем Ивану Царевичу?

Ответ детей.

Ведущий :

Что ты хочешь Баба Яга?

Твоя воля какова?

Баба Яга :

Хочу, чтоб дети, что умеют показали,

Свои стихи мне прочитали!

Ведущий :

Ребята, прочитаем стихи?

Поможем Ивану Царевичу?

Ответ детей.

Ведущий : Баба-Яга, сейчас ребята из первого отряда прочитают тебе стихотворение А. Барто.

Баба-Яга : Помню мне мама в детстве тоже ее стихи читала. Вот мое любимое : Наша Таня громко плачет…. а дальше забыла. Эх, старость на радость. Ну давайте, порадуйте бабулю.

(Стихи читают дети ясельной группы Стихи А. Барто)

Ведущий : А сейчас, ребята из младшей группы прочитают стих Маршака.

(читает стихи С. Маршака.)

Ведущий :

Ну, как, Яга, ты удивилась,

Стихами поразилась?

Баба Яга :

Да, мне понравились стихи.

Меня вы удивили,

Но что-то засиделась я.

Хочу потанцевать, друзья!

А Царевич – то красивый ,

Наверно очень он ретивый.

Пусть танец нам сейчас покажет

И с вами весело попляшет!

Ведущий :

Ну, Баба Яга,

Сколько много у тебя желаний.

Но нам некуда деваться.

Станцуем ребята с Иваном Царевичем?

Нам нужно по 2 человека от каждой группы.

Выходят группы танцевать танец «Утята» .

Баба Яга :

Ох, устала я плясать

Ведущая : Ребята прочитают тебе «Вредные советы» Остера.

Баба-Яга : Так это мои стихи. В точности мои рекомендации.

Баба-Яга : Ай да молодцы! А я вот басни мастерица рассказывать. А кто из вас порадует бабусю басенкой?

Ведущая : Ребята приготовили басню Крылова. Встречаем!

Баба Яга :

Молодцы, ребята!

Прочитали ладно, складно.

Вы устали, засиделись

Вам размяться захотелось?

Поднимайтесь, детвора,

Нам давно играть пора.

Поиграем в игру "Если нравится тебе, то делай так….".

Баба Яга :

Давайте еще стихи послушаю я,

Отдохнуть хочу друзья!

Читают стихи

Баба Яга :

Вы меня все удивили

И стихами поразили.

Все у вас так складно, гладко.

Загадаю вам загадки.

Вот последнее заданье,

Отгадаете - сниму заклинанье!

Загадки :

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет.

(Сосулька)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

У него большой живот,

А совсем не бегемот.

Хобот-нос приподнял он,

Но, однако же, не слон он.

И пыхтит он через нос

На плите как паровоз.

(Чайник)

Он - пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь :

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

(Снег)

Поднимает великан

Груды груза к облакам.

Там, где встанет он, потом

Вырастает новый дом.

(Подъемный кран)

Баба Яга :

Весело у вас, ребята.

На душе моей отрада!

Но в избу идти мне надо.

Молодцы вы все, ребята!

Удивили вы меня.

Сейчас Царевну расколдую я.

Баба Яга колдует, лягушка превращается в Царевну.

Царевна-лягушка :

Ах, Иван, ты удалой,

Ты жених мой молодой!

Бабу Ягу уговорил,

Ты меня освободил -

Я теперь навек твоя.

И ребята, молодцы,

Помогли меня спасти.

Ведущая : Давайте, ребята, попрощаемся и скажем всем до свидания.

А ты, Баба Яга больше не проказничай и не колдуй!

Баба Яга :

Ладно. Теперь я буду хорошо себя вести и делать только добрые дела!

Баба Яга, Царевна лягушка и Иван Царевич прощаются и уходят.

Ведущий :

Всем спасибо за вниманье,

За задор, за звонкий смех.

Вот настал момент прощанья,

Говорим вам : "До свиданья!До счастливых новых встреч!

Международный конкурс ораторского искусства приглашает учеников старших классов и студентов творчески и интересно ответить на вопрос: «Что значит быть гражданином мира?» С помощью педагогов конкурсантам необходимо записать короткую речь, которая вдохновит слушателей и убедит жюри. Как студенты, так и педагоги смогут выиграть ценные призы – от незабываемого путешествия до обучения на курсах за границей и онлайн занятий английским языком.

Призы ученикам и студентам:

  • Поездка на форум молодых лидеров в Нью-Йорк
  • Курс изучения английского в течении 2-х недель
  • Englishtown .

Призы педагогам:

  • Поездка с классом в Англию или Сингапур
  • Курсы повышения квалификации для учителей
  • Онлайн курс английского языка Englishtown .

Требования к кандидатам

В конкурсе могут принимать участие ученики школы или студенты возрастом от 15 до 19 лет.

Конкурсантам необходимо отснять небольшое видео, в котором дать ответ на вопрос: «Что значит быть гражданином мира?» Речь должна быть на английском языке и не превышать 2 минуты. Видео необходимо загрузить на YouTube или другую аналогичную платформу.

Конкурсантам необходимо подать заявку на участие до 15 апреля. После регистрации конкурсанты и педагоги получат инструкцию о дальнейшем участии в конкурсе. Речь необходимо загрузить на YouTube или другую аналогичную платформу до 1 мая. 17 мая будет выбран победитель национального отбора, а 30 мая – будет выбран победитель международного конкурса.

Главным условием успешности современного человека является его коммуникабельность - умение грамотно общаться с аудиторией.

Понятие «Ораторское искусство» подразумевает умение говорить красиво и убедительно, оно состоит из:

Грамотной речи (богатый словарный запас с соблюдением норм литературного языка);

Владения информацией по какому-либо вопросу;

Умения удерживать интерес аудитории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 пгт. Каа – Хем.

ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсе ораторов МБОУ СОШ №1 пгт Каа-Хем Кызылского кожууна

Главным условием успешности современного человека является его коммуникабельность - умение грамотно общаться с аудиторией.

Понятие «Ораторское искусство» подразумевает умение говорить красиво и убедительно, оно состоит из:

Грамотной речи (богатый словарный запас с соблюдением норм литературного языка);

Владения информацией по какому-либо вопросу;

Умения удерживать интерес аудитории.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА.
  1. Развитие навыков самообразования и самопрезентации, совершенствование устной и письменной речи.
  2. Подготовка учащихся к аналитической, научно-исследовательской деятельности, к публичным выступлениям.
  3. Формирование у обучающихся специальных коммуникативных навыков.
  4. Формирование у учащихся ЗОЖ.
  5. Повышение общего культурного уровня.
  6. Создание условий для выявления одаренных детей.
  1. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

Участниками Конкурса являются мальчики с 5 по 11 класс МБОУ СОШ №1 пгт Каа-Хем Кызылского кожууна

  1. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА.

1. Конкурс проводится один раз в год (5 – 11 классы в конце сентября месяца). От класса в конкурсе может принят не более 3-х мальчиков.

2. Основанием для участия в конкурсе является заявка, которую необходимо оформить за 2 дня до начала конкурса. (Приложение 3)

3. Участникам конкурса предлагается представить аудитории устное сообщение. В конкурс будет проходить в 4 этапа:

1. Самопрезентация

2. О любом виде спорта

3. Влияния спорта на профессию.

4. Публичное выступление по заявленной теме (Приложение 2)

4.За 1 день до конкурса необходимо представить в письменном виде сообщения на заявленную тему в Оргкомитет.

5. Длительность устного выступления не более 3-х минут.

  1. ОРГКОМИТЕТ И ЖЮРИ КОНКУРСА

1. Главным руководящим органом Конкурса является Оргкомитет.

2.Оргкомитет организует проведение конкурса, готовит все необходимые конкурсные документы, осуществляет контроль за подготовкой Конкурса, устанавливает порядок и проводит регистрацию конкурсных работ.

3.Победителей Конкурса определяет Жюри, которое формируется Оргкомитетом.

4.Жюри осуществляет оценку выступлений участников Конкурса по критериям, определяемым Оргкомитетом.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА И НАГРАЖДЕНИЕ

1.Решение о победителях Конкурса принимает Жюри.

2.Оценки участников Конкурса по пятибалльной системе заносятся каждым членом жюри в специальный и итоговый бланк.

3.Критериями оценки ораторского мастерства являются:

Соблюдение регламента выступления (за каждую дополнительную минуту вычитается 1 балл);

Манера поведения на трибуне (раскованность, жестикуляция, умение «оторваться» от текста);

Техника речи (дикция, интонация, громкость, темп);

Культура речи (правильность словесных конструкций, ударения в словах, лексическое богатство, единство стиля речи);

Использование наглядности (презентация, картины, рисунки, фото, макеты и т.д., при использовании презентации необходимо наличие титульного слайда и соблюдения правил составления презентации. Приложение 1 )

За каждый пункт выступающий может получить до 3 баллов (3 – отлично, 2 – хорошо, небольшие недочёты, 1 – удовлетворительно)

Дополнительные баллы:

Образность речи (красота фразы, крылатые выражения, сравнения, эпитеты, афоризмы, юмор и т.д.).-1 балл

Оригинальность подачи материала. – 1 балл

Внешний вид – 1 балл

4.Победители Конкурса определяются по сумме набранных баллов.

5.Победители и призеры Конкурса награждаются дипломами и благодарностями.

Приложение 1

  1. Оформление титульного слайда презентации и сообщения
  1. Основные правила при составлении презентации:
  1. эстетичное цветовое (не более 3-х цветов) и информационное оформление, легкое для восприятия;
  2. минимум текста;
  3. визуальное дополнение текста в виде схем, диаграмм, рисунков, фото;
  4. целесообразность использования эффектов и анимаций.

Приложение 2

Примерные темы

для выступлений в конкурсе ораторского мастерства,

1. Мир управляется Словом. «Слово – великий властелин, ибо…»

2. Каков язык, такова и жизнь.

3. Почему плохим языком не построишь хорошую жизнь?

4. Есть ли будущее у книги (художественной литературы)?

5. Здоровый образ жизни- это….

7. Какой должна быть школа будущего?

8. Чем ты увлечен, современный человек?

9. Какую музыку любит молодежь? «Скажи, что ты поешь?»

10. Как воспитать хорошего человека?

11.Компьютер: убивает ли он способность к живому общению?

13. Можно ли в современном мире построить справедливый мир?

15. Можно ли преодолеть конфликт поколений?

16. Современное телевидение – добро или зло? Учит ли телевизор думать?

17. Что такое культура?

20. Сформулируйте свое отношение к утверждению «Спорт вне политики».

23. Каждый человек неповторим.

24. С хорошим попутчиком и длинная дорога короче.

25.Умейте делать чудеса.

26. Притча, которая многому меня научила.

27. Счастье должно быть высоким.

28. Ты знаешь, что ты – Человек!

29. Цена улыбки.

30. Что значит жить достойно.

31. Берегите в себе доброе имя человека.

32. Я не люблю….

33. Принципы моей жизни.

34. Наедине со своей совестью.

35 Я и моя тень.

36. Мое дерево жизни.

37. Шаги к успеху.

38. Как полюбить себя.

39. Моральные заповеди юности.

40. Золотые правила жизни.

41. Послание себе.

42. Что нужно взять с собой, отправляясь в жизненный путь.

44. Сила личности. В чем она.

45. Мы в ответе за тех, кого приручили.

47. Школа в моей жизни.

48. Учитель в моей жизни.

49. Настоящее богатство человека не в словах, а в уме, в духовных ценностях.

50. Любовь – источник всей жизни.

51. Можно ли жить без веры? Во что следует верить?

53. Добро и правда должны быть рядом.

54. От чего зависит твое будущее?

55. Где есть жизнь – там есть надежда.

56. Век живи – век учись.

57. Где нет боли – там нет жизни.

Приложение 3

Заявка на участие в конкурсе

ораторского мастерства

«Сегодня модно вести ЗОЖ»


Класс: 2

  • Закрепить знания учащихся о русских пословицах и поговорках;
  • развивать кругозор, речь, логическое мышление, умение группировать по темам пословицы и поговорки;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу, чувство коллективизма, прививать чувство прекрасного, основанного на народных традициях.

Оборудование: презентация, конверты с пословицами, ребусы.

Ход мероприятия

Приветствие гостей. (Презентация. Слайд 1 ):

Здравствуйте, гости дорогие.
Гость на порог – счастье в дом.
Милости прошу к нашему шалашу.
Набралось гостей со всех волостей.
Чем богаты тем и рады.

Ведущая (Слайд 2) :

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.

А жива ли сегодня, в двадцать первом веке, пословица? Радует ли все так же острым словцом? Ответам на эти вопросы мы и решили посвятить наше состязание.

При выполнении заданий вам предстоит не только показать свои знания пословиц и поговорок, но и проявить находчивость и смекалку.

Ну что же, взялся за гуж – не говори, что не дюж!

Появляются участники фольклорного ансамбля. Приплясывая, они играют на различных инструментах. Поют песню “Ах вы сени мои сени”.

Ах, вы, сени, мои сени,
Сени новые мои,
Сени новые кленовые,
Решетчатые.

К нам в гости пришли ребята из фольклорного ансамбля. А где у вас Петрушка?

Или у семи нянек дитя без глазу?

1-й. Он вечно опаздывает!

Все. Семеро одного не ждут!

Появляется Петрушка.

Петрушка (обиженно). Подумаешь, будто вы семи пядей во лбу.

Все (сердито). Да ты вообще нам седьмая вода на киселе!

Ведущая (стараясь всех примирить). А куда вы путь-дорожку держите?

Все. За семь верст киселя хлебать!

Ведущая. А вы семь раз отмерили, прежде чем один раз отрезать?

Петрушка. А меня с собой берете?

Все. А у тебя семь пятниц на неделе!

Машут на Петрушку руками и уходят со сцены без него.

Петрушка (поворачиваясь к залу). Что здесь за собрание, что за балаган?

Ведущая. Ярмарка русских пословиц и поговорок.

Петрушка. А-а, ярмарка острого словца для Петрушки-молодца. Где же молодцы? Где же девицы?

Участники команд кланяются друг другу, затем зрителям. Затем представляют себя (Слайд 3).

Балалаечка:

Мы команда “Балалайка”,
Балалайка три струны.
Русские пословицы
Очень любим мы.

Свирелька:

Эй, ребята, выходите
На свирельке подудите.
Поговорки, песенки
С нами поучите.

Ведущая. Лиха беда начало.Итак, начнем наше состязание. Просим команды вспомнить и назвать по очереди пословицы и поговорки о дружбе. За каждую пословицу вы получите по очку.

(Ведущий конкурсы объясняет, а Петрушка подводит итоги каждого конкурса.)

I конкурс “Аукцион пословиц”. (Слайд 4)

Варианты ответов:

Дружба – великая сила.
Без беды друга не узнаешь.
Вода у друга лучше, чем у врага мёд.
За дружбу дружбой платят.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Друга на деньги не купишь.
Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Одёжа хороша новая, а друг – старый.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Старый друг лучше новых двух.
Человек без друга, что земля без воды.
Без друга в жизни туго.
Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
Из-за нового приятеля не теряй старого.
Человек без друзей, что сокол без крыльев.

Петрушка: Молодцы, ребята! Начало – половина дела. А маленькое дело лучше большого безделья. Получайте свои первые очки. А в качестве очков у нас сегодня будут баранки.

Ведущий: А сейчас следующее состязание. “Найди пару” (Слайд 5). Задача участников – соединить потерявшиеся половинки пословиц. Здесь главное не скорость, а правильность выполнения задания.

Петрушка: Помните, поспешишь, людей насмешишь.

Половинки пословиц для первой команды.

1. Землю красит солнце – а человека труд.
2. Не зная броду – не лезь в воду.
3. С книгой поведешься – ума наберёшься.
4. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Половинки пословиц для второй команды.

1. Не за свое дело не берись – а за своим не ленись.
2. Умелые руки – не знают скуки.
3. Вся семья вместе, так и душа на месте.
4. Ум без книги, что птица без крыльев.

Пока команды готовятся игра со зрителями (Слайд 6) .

Больше дела, меньше слов! А мы проведем конкурс для зрителей. О каких качествах человека следующие пословицы?

  • Подал ручку, да подставил ножку. (Двуличный.)
  • Ел да устал. Спал да намаялся. (Лентяй.)
  • Язык без костей: что хочет, то и лопочет. (Болтун.)

По окончании конкурса участники стоят парами, составляя половинки пословиц и зачитывают их вслух. За каждую правильную пару Петрушка вручает баранки (Слайд 7).

Ведущий: А сейчас конкурс, в котором вы должны объединить пословицы общей темой. (Слайд 8)

Петрушка: Садитесь рядком, да потолкуйте ладком. Семь раз отмерьте, а один отрежьте.

Для команды “Балалаечка”

Учись доброму – худое на ум не пойдёт.
Не хвались серебром, а добром.
Делай добро и жди добра.
Жизнь дана на добрые дела.

Труд человека кормит, а лень портит.
Где работают, там и густо, а в ленивом доме пусто.
Делу – время, а потехе – час.
Каков мастер, такова и работа.

Для команды “Свирелька”.

Птица рада весне, а младенец – матери.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Сердце матери лучше солнца греет.

Об учении:

Красна птица перьем, а человек ученьем.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Учение лучше богатства.
Учи других – и сам поймёшь.

Пока команды готовятся проводится конкурс со зрителями. Просмотр отрывка из мультфильма “Раз, два, взяли”, Сутеева (Слайд 9) .

После просмотра зрители должны назвать пословицу, подходящую к нему. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друзья познаются в беде. Скоро помог, дважды помог.)

Подведение итогов III конкурса (Слайд 10).

Петрушка: Молодцы. Друг друга поддерживать, победу одерживать.

Лучше в малом удача, чем в большом провал.

Ведущий: В русском народном творчестве много песен, созвучных с пословицами. И сейчас у нас Музыкальный конкурс (Слайд 11). Команды исполнят русские народные песни, основную мысль выразят пословицей.

Петрушка: Есть время работать, есть время и веселиться.

“Балалаечка” поют песню “Скок-поскок” (Пословица к песне “Веселье делу не помеха”).

Петрушка: Молодцы, ребята! Работа веселых любит.

“Свирелька” поют песню “Дома ли, кума, воробей” (У лентяя Федорки всегда отговорки).

Петрушка: Кто умеет веселиться, тот работы не боится.

Ведущий: Русские пословицы можно проиллюстрировать. Следующий конкурс подбери пословицу к рисунку (Слайд 12).

1. Друзья познаются в беде (Слайд 13).
2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда (Слайд 14).
3. Любишь кататься, люби и саночки возить (Слайд 15)
4. Скучен день до вечера, коли делать нечего (Слайд 16).
5. Не красна изба углами, а красна пирогами (Слайд 17).
6. Хочешь есть калачи, не лежи на печи (Слайд 18).

Ведущий: Следующий конкурс. Назови пословицы, где встречаются названия животных.

1. Волков бояться, в лес не ходить (Слайд 19).
2. Не гони коня кнутом, а гони коня овсом (Слайд 20).
3. Рыба ищет где глубже, а человек где лучше (Слайд 21).
4. Одна ласточка весны не делает (Слайд 22).
5. Посади свинью за стол – она и ноги на стол (Слайд 23).
6. Хорош заяц белый, а охотник смелый (Слайд 24) .
7. Не всякая собака кусает, которая лает (Слайд 25).
8. Знает кошка, чьё мясо съела (Слайд 26).

Ведущий: Следующий конкурс “Шифровальщики” Разгадать ребус. Команды заранее подготовили друг другу ребусы (Слайд 27).

Ребус команды “Балалаечка” – “Ученье путь к уменью”.

Ребус команды “Свирелька” – “Делу время, а потехе час”.

Пока команды разгадывают ребус проводится конкурс со зрителями.

Подбери пословицу к произведениям, которые прочитали (Слайд 28–37).

1. “Петушок и бобовое зернышко” – “Друзья познаются в беде”.
2. “У страха глаза велики” – “Робкого и тень страшит”.
3. “Лиса и тетерев” – “На языке медок, а на уме ледок”.
4. “Лиса и журавль” – “Как аукнется, так и откликнется”.
5. “Каша из топора” – “Смётка дороже богатства”.
6. И.Крылов “Стрекоза и муравей” – “Делу время, а потехе час”.
7. Л.Толстой “Старый дед и внучек” – “Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”.
8. Л.Толстой “Филипок” – “Знайка дорожкой бежит, незнайка на печке лежит”.
9. В.Драгунский “Друг детства” – “Старый друг лучше новых двух”

Проверка ребусов (Слайд 38–39).

Подсчет баранок и определение победившей команды.

Петрушка: Сколько веревку не вить, а концу быть. А какой же конец без танца.

Исполнение танца мальчиков “Чеботуха”.

Петрушка: Все хорошо, что хорошо кончается. Всякое дело концом славится. Конец – делу венец!

Ведущая. Кончил дело – гуляй смело! (Слайд 40).

11 ноября Институт Пушкина провел финал городского конкурса для старшеклассников и студентов колледжей «Слово – золото» .

Конкурс ораторов «Слово – золото!» проводится при поддержке Департамента образования города Москвы в рамках масштабного проекта «Литературное многоборье». Институт проводит конкурс ежегодно, тем самым предоставляя юным талантам несколько шансов заявить о себе.

«Получился интересный, яркий конкурс, так же как это было два предыдущих года, – говорит Арина Жукова , куратор проекта, заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Института Пушкина. Хотелось бы отметить, что это серьезное испытание. Далеко не каждый имеет потенциал для участия в подобном мероприятии. Ораторы – товар штучный» .

Арина Геннадьевна отметила интересную особенность заявок, поданных на конкурс в этом году: «У нас были ораторские выступления в стихах собственного сочинения по предложенной организаторами теме».

Возглавил жюри и провел финал конкурса профессор, председатель «Российской риторической ассоциации» Владимир Аннушкин. В жюри вошли преподаватели Института Пушкина Ольга Горбич, Екатерина Будник, Александр Мамонтов, Ирина Лешутина , координатор конкурса Елена Минаева .





Не обошлось на финальном этапе без нововведений: помимо преподавательской секции в составе жюри появилась еще и студенческая, членами которой стали филологического факультета Татьяна Сырбу, Виктория Ситенко и Алина Филимонова .


По традиции перед выступлением финалистов Владимир Иванович обратился к присутствующим с напутственным словом, в котором напомнил о важности события, коснулся регламента и конкурсных правил, а также дал несколько практических советов начинающим ораторам: « Сегодня мы хотели бы услышать ваши добрые мысли, почувствовать (и это все критерии нашего конкурса!) ваши эмоции, потому что основания красноречия суть страсти».



Напомним, что в первом заочном этапе конкурса могли участвовать все желающие: для этого необходимо было прислать на конкурс короткий видеоролик с собственным выступлением не выбранную тему. 22 человека были отобраны жюри для участия в очном финале из школ №718, №117, №171 (54), №283, №897, №1828 «Сабурово», «Воробьевы горы», Колледжа МИД России .


Участники выступали с трехминутной речью, после которой должны были ответить на вопросы, которые могли задать как члены жюри, так и зрители. Темы для подготовки речи стали известны юным риторам только накануне финала: «Смелость – это сопротивление страху, а не его отсутствие» (Марк Твен), «Молчание – чудесный цветок», «Молчание – не всегда золото» (японские пословицы), «Жизнь есть вечная надежда. Как только надежда умирает, человеку нечего делать на этой земле» и другие.

Куратор проекта Арина Жукова пояснила, с чем связан подобный выбор: «Мы заявляем наш конкурс как конкурс ораторов, которые говорят на общественно значимые темы. Это проблемы морально-нравственного характера, творчества, речи, речевого мастерства, умения находить с людьми общий язык, которое так важно в современном обществе; вопросы самоопределения, выбора жизненного пути, взаимоотношений детей и родителей».

Самыми популярными среди участников на этот раз оказались темы, связанные со смелостью и надеждой. Финалисты аргументировали свою точку зрения примерами из художественных произведений, истории, личного опыта.



По итогам конкурса 1 место было присуждено Георгию Баканову . Будущий победитель сразу же запомнился членам жюри тем, что принял решение выступать на сцене без микрофона. В своей речи Георгий рассуждал о роли надежды в жизни человека и целого общества: « Так что же такое надежда? Этому нет научного объяснения. Я считаю, что надежда дана нам Богом, чтобы мы сражались и боролись, чтобы сначала научились делать что-то возможное, потом допустимое, а потом и невозможное, чтобы мы просыпались утром и знали, что сегодня будет лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня» .

У Георгия Баканова уже есть опыт декламации стихов Сергея Есенина и Владимира Маяковского, но в ораторских конкурсах он еще не участвовал. Георгий рассказал, что работает в Молодежной палате, поделился размышлениями о личности оратора, качественной речи, рассказал о своих впечатлениях от конкурса:

«Участвовать в конкурсе ораторского искусства мне предложил учитель русского языка. Затем я написал речь, снял видео.

Знаете, есть два вида ораторов: те, которые берут текстом, и те, которые берут душой и эмоциями.

Конечно, текст может быть красив и хорош, если ты выступаешь в институте в качестве преподавателя, например. Когда же ты выступаешь перед обычными людьми, и у тебя тема надежда, ты должен рассуждать не только о надежде, а о том, что ты чувствуешь. Ведь ораторское искусство – это не искусство языка, это искусство сердца.

Что касается моих конкурентов, то все очень добрые и хорошие ребята. Кто-то, конечно, боялся, стеснялся, но ведь главное не победа, главное – участие.

Я хочу сказать, что если бы они были моими знакомыми, некоторых бы я взял в Молодежную палату, где я сейчас работаю.

В заключение хотел бы повторно отметить, что побеждает не тот, кто написал хороший текст, а тот, кто рассказал с душой, правильно преподнес.

Когда я выступал со своим текстом, я упомянул про Мартина Лютера. У него есть самая знаменитая речь из двух слов «Я мечтаю» и т.д. И он восемь строк так говорит, и это является вершиной ораторского искусства, поэтому главное - достучаться до людей» .

2 место было присуждено Ульяне Морозовой, которая выбрала тему «Отдай лучшее, что в тебе есть, и лучшее, что есть в мире, вернется к тебе». В своем выступлении девушка рассуждала о различных проявлениях любви, с успехом доказала, что это одно из основополагающих чувств, присутствующих в нашей жизни: « На вопрос, что такое любовь, каждый отвечает по-разному: кто-то с радостью, кто-то с печалью, кто-то с болью. Но, невзирая на разницу в суждениях и возрасте, каждый признает любовь как нечто особенное. Любви нас начинает учить мама. Она учит нас любить сказками. Любимая сказка всех мам и малышей Г.Х. Андерсен «Снежная Королева». Мы восхищались смелой Гердой, которая оставила теплый уютный дом и ушла искать Кая. Отдав всю веру своего сердца, она получила от мира доброту, готовность помочь и любовь к Каю. Отдавать лучшее. Разве не этому учат нас родители и сказки с самого рождения? Замечали ли вы, что при выборе большей или меньшей половины, родители всегда отдают вам большую, потому что любят вас».



3 место заняла Валентина Шатылович с проникновенной речью, посвященной молчанию. Валентина использовала в своем выступлении музыкальное сопровождение (композиция «Молчание луны»), а также прочитала стихотворение собственного сочинения под названием «Круг». Девушка убеждена в том, что молчание может быть как полезно, так и пагубно для человека. « Внешний мир бывает холоден, подчас заставляя человека замыкаться в себе, погружаться в себя еще больше. Но такое погружение больше разрушительно, чем целительно. Агрессивность окружающей среды способна срубать деревья, срывать цветы, подкашивать уверенность человека, его желание общаться. Спешащий высказаться, рискует быть непонятым и неуслышанным. Фразу надо оттачивать, как стрелу, чтобы попасть ею точно в цель, в сердце собеседника».





Жюри конкурса отметило участников в дополнительных номинациях.

«Приз зрительских симпатий» : Георгий Баканов («Жизнь есть вечная надежда. Как только она умирает, человеку уже нечего делать на этой земле»), Дмитрий Локтев, Валентина Шатылович («Молчание – чудесный цветок. Молчание – не всегда золото»).

«За искусную коммуникацию с залом» : Екатерина Бабенко («Красиво не то, что ослепляет и дурманит…Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа»)

«За красноречивое выражение мыслей» : Элеонора Дамирова («Без сострадания и милосердия невозможно жить на свете»)

«За живость мысли и речи» : Анастасия Жалий («Смелость – это сопротивление страху, а не его отсутствие»)

«За энергетику речи» : Анастасия Кемова («Жизнь есть вечная надежда. Как только она умирает, человеку уже нечего делать на этой земле»)

«За артистизм речи» : Андрей Петров («Смелость это сопротивление страху, а не его отсутствие»)

Итоги конкурса подвел профессор Аннушкин: «Мне кажется, что уровень выступлений наших участников значительно повысился. Возможно, это связано с тем, что они лучше готовятся, но, помимо этого, мы увидели, что многие ребята обладают прекрасной логикой. Многие из них оригинальны, уже намечают свой жизненный путь, и в них чувствуется большой и крепкий внутренний стержень, который позволяет им отстаивать свою точку зрения, и мы видим, как вдохновенно и зажигательно это делается. Также мы видим, какой отклик находят в зрительном зале».



Своими впечатлениями поделились участники конкурса, учителя и родители.

Анастасия Снытко : «Очень понравилось само мероприятие. Такие конкурсы надо проводить, это развивает личность».

Андрей Петров: «Сама организация конкурса на великолепном уровне. Были подобраны очень интересные темы, было видно, что все участники подготовлены, мало кто подсматривал в текст».

Что касается выбора темы, то они все, конечно, интересны, и девочке было сложно выбрать, потому что они все хороши, все достойны».

Алла Бабенко (мама Екатерины) : «Мне такие конкурсы очень нравятся, потому что ребенок может показать себя, может выразить свою точку зрения, отразить это в своей речи, дать аргументированный ответ. Считаю, что подобных встреч должно быть гораздо больше. Нужно как можно больше вовлекать в этот процесс детей».

В заключение организаторы конкурса еще раз поздравили победителей, лауреатов и всех финалистов конкурса, пригласили к участию в следующем сезоне и сообщили о возможных новшествах в порядке проведения конкурса.