Что такое обособленное подразделение предприятия. Обособленные подразделения. Территориальная обособленность ОП

Ответы, на часто возникающие вопросы об обособленных подразделениях вы найдете в нашем материале. Что является обособленным подразделением, какие налоги уплачивают филиалы и представительства, как поставить на учет обособленное подразделение, как уплачивают налоги обособленные подразделения, ответы на эти и многие другие вопросы найдете здесь.

Что является обособленным подразделением

Гражданский кодекс (ст. 55 ГК РФ)
Обособленными подразделениями организации являются представительства и филиалы.

    Представительства - обособленное подразделение, которое создаются для представления интересов организации и их защиты.Филиал – обособленное подразделение, созданное для осуществления функций организации и представления ее интересов.

Обособленные подразделения (далее ОП) не являются самостоятельными юридическими лицами, наделяются имуществом головной организации и действуют в рамках и на основании, утвержденных руководителем головной организации, положений.
Организация, создающая ОП должна внести информацию о них в учредительные документы.

Налоговый кодекс (ст.11 НК РФ)
Согласно Налоговому кодексу к обособленным подразделениям относятся подразделения организации, соответствующие следующим характеристикам:

    Территориальная обособленностьНаличие оборудованных стационарных рабочих мест

Согласно НК РФ, подразделение организации признается обособленным независимо от наличия сведений в учредительных документах.
Таким образом, налоговое законодательство содержит понятие «обособленные подразделения» (далее – ОП), не делая различий между представительством и филиалом.
При этом, не имеет значения тот факт, что устав организации не содержит сведений об обособленных подразделениях, если они созданы организацией, значит у них возникают обязательства по уплате налогов и представлении отчетности.


Что является местом нахождения обособленного подразделения

Место нахождения ОП – место, в котором головная организация осуществляет деятельность, через свое обособленнее подразделение.


Территориальная обособленность ОП

Территориально обособленным является подразделение, которое расположено на территории, отличной от территории места нахождения головной организации. Иными словами, подразделение должно быть расположено по адресу, который не указан в учредительных документах организации в качестве места нахождения. При этом Минфин в письме от 22.12.2004 №03-03-1-04/1/184 пояснил, что территориально обособленным следует считать то подразделение, которое расположено на территории, в которой налоговый контроль осуществляет другая налоговая инспекция.


Какое рабочее место считается стационарным (ст.209 ТК РФ)

Стационарным считается рабочее место, созданное на срок, более одного месяца. Оборудованным считается место, в котором созданы все условия, для того, чтобы работник мог исполнять свои трудовые обязанности.
При этом место, в котором работает сотрудник, должно быть под контролем организации, т.е. должен быть заключен договор аренды, либо являться собственностью организации.

Сообщение о создании, изменениях, закрытии обособленного подразделения (п.2, п.3 ст.23 НК РФ)

Юридическое лицо обязано подать сведения о создании обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. В случае каких либо изменений ранее представленных в ИФНС сведений об ОП, организация так же обязан сообщить в ИФНС:

    Не позднее одного месяца с момента создания ОПНе позднее трех дней с момента изменения сведений об ОП

При прекращении деятельности через обособленное подразделение (закрытии ОП), юридическое лицо обязано подать сведения в свою налоговую инспекцию

    Не позднее трех дней с момента прекращения деятельности через ОП

Постановка на учет обособленного подразделения (п.1 ст.83 НК РФ)

Если подразделение организации создается на территории, которая относится к налоговой инспекции, в которой уже состоит юридическое лицо, то в этом случае такое подразделение не нужно ставить на учет в ИФНС (п.4 ст.83 НК РФ).
Во всех остальных случаях организация обязана поставить на учет каждое обособленное подразделение в налоговую инспекцию по месту его нахождения.
В течение одного месяца со дня создания ОП в территориальную инспекцию подается соответствующее заявление. К заявлению прилагаются надлежащим образом заверенные копии свидетельства о постановке на учет головной организации и документы, подтверждающие создание ОП.
Налоговая инспекция в течение пяти дней осуществляет постановку на учет обособленного подразделения организации.


Ответственность за непостановку на учет ОП (ст.116, ст.117 НК РФ, ст.15.3 КоАП РФ)

Нарушение

Налоговая ответственность

Административная ответственность

срок

до 90 дней

более 90 дней

Нарушены сроки подачи заявления о постановке на учет

500 – 1000 руб.

Осуществление деятельности без постановки на учет

10% от доходов, но не менее 20 000 руб.

20% от доходов, но не менее 40 000 руб.

2 000 – 3 000 руб.



Если обособленное подразделение меняет адрес своего места нахождения, головная организация обязана зарегистрировать закрытие ОП, т.е. снять его с учета в налоговой инспекции, и вновь зарегистрировать его в инспекции, находящейся по новому адресу. Это объясняется тем, что законодательство не содержит нормы, устанавливающей порядок учета изменений, связанных с изменением места нахождения обособленных подразделений.

Регистрация обособленного подразделения фондах


Пенсионный фонд РФ

Регистрации в ПФР подлежат те подразделения, которые имеют выделенный баланс, расчетный счет, начисляют заработную плату работникам.
Регистрация в Пенсионном фонде осуществляется на основании сведений ЕГРЮЛ. Налоговый орган в течение 5 дней со дня получения сведений о создании обособленного подразделения, передает сведения в управление ПФР по месту нахождения ОП. Пенсионный фонд передает страхователю извещение в двух экземплярах, один из которых следует передать в Пенсионный фонд по месту нахождения организации в течение 10 дней.


Фонд социального страхования

Так же, как и в ПФР, в ФСС регистрируются ОП имеющие баланс, счет в банке и производящие выплаты в пользу работников.
Регистрация осуществляется в территориальном филиале ФСС, по месту осуществления деятельности ОП.
Организация, в течение 30 дней с момента создания подразделения, обязана подать в ФСС заявление и копии следующих документов:

    Свидетельство о государственной регистрации;Свидетельство о постановке на учет в ИФНС;Уведомление о постановке на учет в ИФНС по месту нахождения ОПДокументы, свидетельствующие о создании ОП (устав, содержащий сведения об обособленном подразделении, положение об ОП, доверенность, выданную руководителю ОП);Извещение о регистрации в ФСС головной организацииИнформационное письмо из статистикиСправку из банка о расчетных счетах, если на момент подачи заявления они открыты.

В.Э. Полякова юрисконсульт
Д.И. Парамонов адвокат МКА
А.А. Сусарова юрист
«ФБК Право »
Cтатья из журнала "Финансовые и бухгалтерские консультации", № 6 (46), 2013

Нередко компании сталкиваются с необходимостью создания обособленного подразделения. И в этом случае ключевым является вопрос о выборе правовой формы, в которой может функционировать соответствующее подразделение: филиал, представительство, иное. Рассмотрим данную ситуация на конкретном примере.

Общество зарегистрировано в Московской области и планирует создать на территории Москвы обособленное подразделение. Предполагается, что подразделение будет ответственно за сбыт продукции и руководство обществом, т.е. фактически будет выполнять часть тех функции, которые осуществляет само общество. В обособленном подразделении будут трудоустроены финансовый директор, директор по продажам, директор по производству, специалисты по продажам (менеджеры, супервайзеры, ведущие менеджеры по работе с ключевыми клиентами и другие), специалист по сертификации продукции, бухгалтеры.

В связи этим перед юристами был поставлен вопрос о том, какая правовая форма является наиболее приемлемой для организации деятельности обособленного подразделения общества на территории Москвы.

Правовой статус обособленного подразделения

В Гражданском кодексе РФ выделяется два вида обособленных подразделений организации - филиал и представительство.

В соответствии с п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Таким образом, на представительство могут быть возложены функции ведения переговоров; заключения сделок; проведения рекламных кампаний деятельности головной организации; проведения маркетинговых исследований, направленных на изучение рынка соответствующих товаров (работ, услуг) в регионе своего местонахождения; защиты прав и законных интересов организации в судебных органах.

Филиал помимо указанных функций представительства непосредственно занимается производственной и иной предпринимательской деятельностью юридического лица, которую оно ведет в соответствии с законом и своими учредительными документами.

Предполагается, что работники обособленного структурного подразделения будут выполнять не только функции представительства общества на территории Москвы, но и осуществлять руководство текущей деятельностью (директора), заниматься решением финансовых вопросов (финансовое подразделение) и вопросов сертификации продукции (специалист по сертификации продукции), организовывать ведение бухгалтерского учета (бухгалтерия). Таким образом, обособленное структурное подразделение будет выполнять часть функций юридического лица. В связи с этим, на наш взгляд, наиболее приемлемой правовой формой функционирования обособленного структурного подразделения является филиал.

Вместе с тем отметим, что в гражданском законодательстве отсутствует как прямой запрет на создание обособленных подразделений организации иных, чем представительства и филиалы, так и императивная норма, содержащая закрытый перечень видов обособленных подразделений. Из этого можно заключить, что организация вправе создавать иные, отличные от представительств и филиалов, обособленные подразделения организации, например, отделения, бюро, конторы, консультационно-информационные пункты. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой .

При этом в законодательстве не содержится ограничений в отношении того, какие функции могут осуществлять иные обособленные подразделения, не имеющие статус юридического лица.

Таким образом, не стоит исключать возможность создания обособленного подразделения общества в Москве, не имеющего правовой статус филиала или представительства.

Обязательных условий, при которых допускается создание обособленного подразделения в одной правовой форме и исключено создание подразделения в другой правовой форме, законодательно не предусмотрено. Между тем имеются незначительные различия в правовом статусе обособленных подразделений, которые позволяют считать ту или иную форму наиболее предпочтительной.

Документы, необходимые для создания обособленного подразделения

Документы, необходимые для создания филиала

  1. Решение о создании филиала. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об ООО филиал создается по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества. В этом решении следует указать местонахождение создаваемого филиала. При этом оно может быть обозначено наименованием города/населенного пункта нахождения филиала без указания точного адреса.
  2. Внесение изменений в устав общества. В силу п. 3 ст. 55 ГК РФ филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Таким образом, при создании структурного подразделения имеющего статус филиала требуется внести изменения в учредительные документы общества. Изменения в учредительные документы подлежат государственной регистрации в соответствии с положениями ст. 17 Закона о государственной регистрации.
  3. Положение о филиале. Из абзаца 1 п. 3 ст. 55 ГК РФ следует, что филиал общества действует на основании соответствующего положения. Утверждение такого положения о филиале, являющегося внутренним документом общества, подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО также отнесено к компетенции общего собрания участников общества (единственного участника общества).
    Указанные решения: о создании филиала, внесении изменений в устав общества и об утверждении положения о филиале рекомендуется оформить в одном решении общего собрания участников (решении единственного участника) общества.
  4. Доверенность на руководителя филиала. Руководитель филиала назначается обществом и действует от его имени на основании доверенности (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Решение о назначении руководителя филиала должно быть оформлено приказом генерального директора общества (ст. 68 ТК РФ).
  5. Постановка на налоговый учет. При создании филиала общество должно встать на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения.
    Постановка на учет в налоговом органе по местонахождению филиала осуществляется на основании сведений, внесенных в ЕГРЮЛ при изменении учредительных документов общества. Предоставление дополнительных документов для постановки общества на налоговый учет по месту нахождения филиала не требуется.
  6. Уведомление государственных внебюджетных фондов. Необходимо обратить внимание, что общество подлежит регистрации по местонахождению филиала только при наличии у него отдельного счета, баланса и начислении им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (п. 11 ст. 15 Закона о страховых взносах). Наличие отдельного счета и самостоятельного баланса не является обязательным для филиала. Решение о выделении филиала на отдельный баланс и открытии отдельного счета принимается в зависимости от степени самостоятельности филиала, которая определяется головным офисом при создании филиала. При принятии соответствующего решения, как правило, учитываются следующие факторы: количество сотрудников, работающих в обособленном подразделении; удаленность обособленных подразделений от основного офиса; функции, осуществляемые обособленным подразделением.
    Регистрация во внебюджетных фондах осуществляется путем направления соответствующих уведомлений в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования.
    Постановка на учет в Фонд обязательного медицинского страхования осуществляется через территориальные органы ПФР (п. 4 ст. 17 Закона об обязательном медицинском страховании). В связи с этим предоставление дополнительных документов при регистрации общества по местонахождению филиала в ФОМС не требуется.

Документы, необходимые для создания иного обособленного подразделения

  1. Решение о создании обособленного подразделения. Порядок создания структурных подразделений, не являющихся филиалом и представительством, гражданским законодательством не урегулирован. В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества) относится к компетенции общего собрания участников.
    По нашему мнению, приказ (распоряжение, решение) о создании структурного подразделения, сведения о котором не вносятся в устав, является внутренним документом общества. Таким образом, для создания обособленного подразделения, общему собранию участников общества следует принять соответствующее решение.
  2. Положение об обособленном подразделении. Законодательно не предусмотрен порядок утверждения положения об обособленном подразделении. Тем не менее, возможность утвердить такое положение также не исключается. В связи с этим собранием участников общества или генеральным директором общества может быть утверждено положение об обособленном подразделении.
  3. Доверенность на работников обособленного подразделения. Если для выполнения трудовых обязанностей работникам общества может потребоваться доверенность, она должна быть выдана им единоличным исполнительным органом общества.
  4. Сообщение о создании обособленного подразделения. При создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, Общество должно сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения Общества (п. 3 Порядка постановки на учет). Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ (Приложение 3).
    При получении сведений о создании обособленного подразделения налоговый орган по местонахождению общества обязан не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений направить их в налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения организации для постановки ее на учет. Направление дополнительного сообщения в налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения не потребуется.

Из приведенного описания документов, необходимых для создания обособленного подразделения, следует, что создание филиала сопряжено с оформлением большего числа документов, чем это требуется при создании иного обособленного подразделения. Между тем, при создании филиала несколько решений может быть оформлено одним документом (о создании филиала, внесении изменений в учредительные документы, назначении руководителя). Не требуется повторного обращения в налоговый орган в целях постановки общества на учет по местонахождению филиала (данные действия будут совершены при регистрации изменений в учредительные документы общества). Следовательно, количество документов, издаваемых при создании филиала, и трудозатраты на их составление будут незначительно превышать число документов, оформляемых при создании иного обособленного подразделения, и соответствующие трудозатраты.

В случае выделения филиала на отдельный баланс, открытия отдельного счета и начисления выплат в пользу физических лиц требуется регистрация общества в территориальных органах государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС России).

Счет обособленного подразделения

Общество вправе открывать банковские счета для совершения банковских операций филиалом (п. 4.3 Инструкции об открытии банковских счетов).

Иное обособленное подразделение не рассматривается в качестве подразделения юридического лица, через которое могут осуществляться расчеты. Тем не менее, законодательно не ограничено право юридического лица открывать счета в банках в иных субъектах РФ. Следовательно, не исключена возможность открытия счета общества в московском банке. В этом случае будет считаться, что расчеты осуществляются через само общество, но не через его обособленное подразделение.

Таким образом, использование конкретной правовой формы обособленного подразделения не влияет на принципиальную возможность распоряжения банковским счетом. Однако открытие отдельного счета обособленного подразделения позволяет отдельно учитывать средства, расходуемые для целей, связанных с деятельностью обособленного подразделения. По этой причине на практике в случае, когда выявляется потребность в открытии банковского счета в месте деятельности обособленного подразделения, как правило, создается филиал (или представительство) и открывается счет для совершения филиалом банковских операций.

Необходимость выделения обособленного подразделения на отдельный баланс

В соответствии с абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, признаками обособленного подразделения организации для целей налогообложения являются:

  • территориальная обособленность от головной организации;
  • наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

Из изложенного следует, что с точки зрения налогового учета к обособленным подразделениям относятся филиалы, представительства и иные подразделение, включая те, чье создание не отражено в учредительных документах, при условии соответствия критериям ст. 11 НК РФ.

Таким образом, для признания наличия у организации обособленного подразделения организации в целях налогообложения гражданско-правовой статус такого подразделения значения не имеет.

При этом НК РФ не ставит признание того или иного подразделения организации обособленным в зависимость от наличия у последнего отдельного баланса и расчетного счета (см. письма Минфина России от 3 августа 2010 г. № 03-03-06/1/513 и от 7 июля 2006 г. № 03-01-10/3-149).

В соответствии с п. 33 ПВБУ и п. 8 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организации должна включать в себя показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

Как указал Минфин России в письме от 29 марта 2004 г. № 04-05-06/27, под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс.

Таким образом, решение о необходимости выделения обособленного подразделения на отдельный баланс, а также определение показателей, которые будут установлены для него, должно быть принято самим обществом, законодательство не содержит требования об обязательном выделении обособленных подразделений на отдельный баланс.

Отметим, что наличие у налогоплательщика обособленного подразделения само по себе приводит к необходимости уплачивать некоторые налоги по местонахождению такого обособленного подразделения. Вместе с тем, наличие у обособленного подразделения отдельного баланса повлечет за собой необходимость уплачивать дополнительные налоги и сборы по местонахождению обособленного подразделения.

Порядок налогообложения обособленного подразделения

Постановка на учет обособленного подразделения в налоговых органах. В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по местонахождению каждого своего обособленного подразделения.

Таким образом, общество будет поставлено на налоговый учет в Москве в том налоговом органе, который отвечает за территорию, где будут организованы рабочие места для сотрудников общества.

Налог на добавленную стоимость (НДС). Действующими правилами главы 21 НК РФ уплата НДС и представление деклараций по НДС по местонахождению обособленных подразделений не предусмотрены.

Как указано в письме МНС России от 4 ноября 2002 г. № ВГ-6-03/1693@, вся сумма НДС уплачивается организацией, имеющей обособленные подразделения, централизованно по месту постановки на учет головной организации без распределения налога по обособленным подразделениям.

Следовательно, независимо от того, есть ли у общества обособленные подразделения, выделены они на отдельный баланс или нет, представление деклараций по НДС и уплата налога производятся обществом по своему местонахождению без распределения по обособленным подразделениям.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Как известно, организации выступают в качестве налоговых агентов в отношении НДФЛ, подлежащего уплате с доходов работников (п. 1 ст. 226 НК РФ). Однако исполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ организацией, в состав которой входят обособленные подразделения, в отношении работников этих подразделений имеет ряд особенностей.

В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ российская организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого своего обособленного подразделения.

Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого подразделения.

Из приведенных норм законодательства следует, что при открытии офиса в Москве, являющегося обособленным подразделением, общество обязано будет производить уплату НДФЛ по местонахождению своего обособленного подразделения в Москве в отношении доходов, полученных сотрудниками этого подразделения.

Отметим, что данную обязанность общество должно будет исполнять вне зависимости от наличия либо отсутствия у обособленного подразделения расчетного счета и отдельного баланса, поскольку никаких изъятий п. 7 ст. 226 НК РФ в данном отношении не содержит.

Налог на прибыль организаций. В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками по местонахождению организации, а также по местонахождению каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога должны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению и местонахождению каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в законодательно установленном порядке.

Следовательно, поскольку в состав общества будет входить обособленное подразделение, по истечении каждого отчетного и налогового периода общество должно представлять декларации в налоговые органы, как по своему местонахождению, так и по местонахождению подразделения в Москве. При этом декларации представляются обществом самостоятельно (если только обществом не выдана доверенность руководителю (сотруднику) обособленного подразделения на его представление в налоговых органах).

Указанный порядок представления налоговых деклараций начинает действовать с того отчетного периода, к которому относится дата постановки организации на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения (письмо Минфина России от 5 марта 2007 г. № 03-03-06/2/43).

Пунктом 5 ст. 289 НК РФ установлено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по своему местонахождению налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Если доля прибыли по обособленному подразделению не определяется в связи с тем, что значение показателей для ее исчисления равно нулю, то налоговая база и налог на прибыль, а также авансовые платежи на такое подразделение не распределяются (письмо УФНС России по г. Москве от 6 мая 2008 г. № 14-14/043984).

Транспортный налог. Если общество планирует приобрести автомобили (или иные транспортные средства), которые будут эксплуатироваться сотрудниками подразделения в Москве при выполнении ими своих трудовых обязанностей, то стоит обратить внимание на следующее.

Согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в законодательно установленном порядке.

Пунктом 1 ст. 3631 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков, являющихся организациями, по истечении налогового периода представить в налоговый орган по местонахождению транспортных средств налоговую декларацию по налогу. Местом нахождения транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных) является место их государственной регистрации, а при отсутствии такового - местонахождение собственника (п. 5 ст. 83 НК РФ).

В соответствии с п. 24.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по местонахождению юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по местонахождению их обособленных подразделений.

Следовательно, общество вправе выбрать, где поставить на учет автомобили и (или) иные транспортные средства - по местонахождению общества или обособленного подразделения.

Таким образом, если общество приобретет и зарегистрирует в Москве автомобили (или иные транспортные средства), то оно должно будет представлять налоговую декларацию по транспортному налогу в Москве. Налог подлежит уплате по такому же принципу самим обществом.

Налог на имущество организаций. В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

В свою очередь, п. 1 и 4 ст. 374 НК РФ установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, за исключением движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 г.

Следовательно, с 1 января 2013 г. объектом налогообложения признается только недвижимое имущество, учитываемое в качестве основных средств.

При этом НК РФ предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты налога на имущество и его декларирования для организаций, имеющих обособленные подразделения.

В силу ст. 384 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на отдельном балансе каждого из них.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Следовательно, если обособленное подразделение общества в Москве на отдельный баланс выделяться не будет, то приобретенное для этого обособленного подразделения недвижимое имущество (основные средства) будут стоять на балансе самого общества.

В то же время согласно ст. 385 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (1/4 средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Значит, у общества возникнет обязанность по исчислению, уплате и декларированию налога на имущество по местонахождению недвижимого имущества, т.е. в Москве, вне зависимости от того, будет ли обособленное подразделение иметь отдельный баланс, на котором будут учитываться основные средства в виде недвижимого имущества, используемые таким обособленным подразделением.

В то же время у общества не возникнет обязанность по исчислению, уплате и декларированию налога на имущество по местонахождению обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, в отношении основных средств в виде движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 г. Если же обособленное подразделение будет иметь отдельный баланс, на котором будут учитываться указанные основные средства, используемые таким обособленным подразделением, то налог на имущество будет уплачиваться обществом в Москве.

Взносы в государственные внебюджетные фонды. В силу п. 11 ст. 15 Закона о страховых взносах обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по своему местонахождению.

Таким образом, если обособленное подразделение общества в Москве не будет отвечать установленным в приведенной норме требованиям (оно не будет выделено на отдельный баланс и (или) у него не будет расчетного счета), на него не будет возложено исполнение обязанностей общества по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанностей по представлению расчетов по страховым взносам по своему местонахождению.

Если же обособленное подразделение общества в Москве будет отвечать установленным приведенной нормой требованиям (оно будет выделено на отдельный баланс и у него будет расчетный счет), на него будет возложено исполнение обязанностей общества по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанностей по представлению расчетов по страховым взносам по своему местонахождению.

Рассмотрение споров с участием общества

В отношении обособленных подразделений, имеющих статус филиала, предусмотрены специальные правила подсудности. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, расположенного вне местонахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по местонахождению юридического лица или его филиала (п. 5 ст. 36 АПК РФ).

Иски, вытекающие из деятельности иного обособленного подразделения юридического лица, предъявляются по местонахождению общества (ст. 35 АПК РФ). Рассмотрение споров по местонахождению филиала позволяет наиболее оперативным образом обеспечивать предоставление доказательств со стороны общества.

Литература

См., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.11.2008 г. по делу № А42-1739/2008, от 28.11.2005 № А56-45775/2004, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.09.2009 по делу № А53-22572/2008, ФАС Московского округа от 30.04.2009 № КА-А40/3057-09, ФАС Центрального округа от 06.05.2003 № А09-585/03-30.

Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

См. Постановление ФАС Поволжского округа от 09.04.2010 по делу № А65-28861/2009 (в указанном деле рассматривалась ситуация с представительством акционерного общества, однако данная практика применима и к филиалу общества с ограниченной ответственностью).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российской организации по местонахождению их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента (утвержден письмом ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623 «Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие со 2 сентября 2010 года Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ» (далее - Порядок постановки на учет)). С вступлением в силу Закона № 229-ФЗ была изменена процедура постановки на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения. Между тем, до настоящего времени не утвержден новый порядок постановки на учет. До утверждения соответствующего порядка налоговым органом рекомендован к применению Порядок постановки на учет, утвержденный письмом ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623.

Обратите внимание, что постановка на учет в фондах требуется только при наличии всех трех перечисленных условий: наличии отдельного счета, баланса, начисления филиалом заработной платы (письмо ФСС России от 05.05.2010 № 02-03-09/08-894п).

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам (утвержден Постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п).

Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 20.09.2011 № 1052н).

Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Инструкция Банка России от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (далее - Инструкция об открытии банковских счетов).

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 утверждено приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.

Налоговики пытаются подогнать под понятие "обособленное подразделение" любую деятельность компании. Подробно разберемся, что является обособленным подразделением, а что нет. А также, когда нужно вставать на учет, и какой грозит штраф за нарушения.

Что такое обособленное подразделение

Понятие "обособленное подразделение" организации приведено в пункте 2 статьи 11 НК РФ. Так, обособленным подразделением организации считается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Из указанного определения можно сделать вывод о том, что составная часть организации признается ее обособленным подразделением при наличии следующих признаков:

  • территориальное расположение вне места нахождения организации. То есть адрес структурного подразделения должен отличаться от адреса организации, указанного в учредительных документах;
  • оборудование по месту нахождения обособленного подразделения рабочих мест на срок более одного месяца.

Понятие рабочего места в налоговом законодательстве отсутствует. Поэтому следует использовать определение, приведенное в других отраслях законодательства. Об этом говорится в пункте 1 статьи 11 НК РФ.

Понятие рабочего места содержится в статье 209 Трудового кодекса. Это место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

На практике иногда возникает вопрос, можно ли говорить об обособленном подразделении в случае, если организацией оборудованы рабочие места для «чужих» работников. Например, организация построила здание и оборудовала в нем офисные помещения для сдачи в аренду.

Из приведенного выше определения следует, что рабочее место непосредственно связано с работником, который заключил трудовой договор с создавшим это рабочее место работодателем.

В статьях 15 и 16 ТК РФ сказано, что работником и работодателем являются лица, которые на основании заключенного между ними трудового договора вступили в трудовые отношения. Другими словами, работодателем может быть только та организация, с которой работник заключил трудовой договор.

Отсюда следует вывод: стационарные рабочие места, о которых говорится в пункте 2 статьи 11 НК РФ, -- это создаваемые на срок более одного месяца рабочие места, оборудованные организацией для своих работников. То есть по месту нахождения обособленного подразделения должны выполнять трудовые обязанности работники организации. Оборудование рабочих мест для работников другой организации к образованию обособленного подразделения не приводит.

Сделанный вывод подтверждается и приведенным в пункте 2 статьи 11 НК РФ определением места нахождения обособленного подразделения . Таковым признается место осуществления организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Ведение же организацией деятельности через обособленное подразделение при отсутствии по месту его нахождения работников организации невозможно.

Пример 1

ООО «Кондор» зарегистрировано в Твери. Общество приобрело в Москве офис и сдало его в аренду. В офисе работают только сотрудники арендатора.

В данном случае у «Кондора» отсутствует обособленное подразделение в Москве.

Рассмотрим случай, когда организация арендует вне места своего нахождения созданные другой организацией рабочие места для своих работников. В этой ситуации появляется основание для отнесения указанных рабочих мест к составной части организации-арендатора. Таким образом, организация должна будет признать возникновение обособленного подразделения.

А что если вне места нахождения организации работают физические лица, с которыми организация оформила не трудовые, а гражданско-правовые договоры (например, договор подряда или оказания услуг)? В этом случае для целей НК РФ нельзя говорить о создании обособленного подразделения. Трудовые отношения с физическими лицами отсутствуют, значит, их нельзя назвать работниками.

Однако будьте внимательны: нередко за гражданско-правовыми договорами скрываются обычные трудовые отношения. Поэтому подобные договоры являются объектом пристального внимания при проверках, проводимых инспекцией труда.

Если будет доказано, что гражданско-правовой договор заключен лишь с целью «маскировки» трудовых отношений, штрафа не миновать. Предъявить претензии, связанные с постановкой на налоговый учет, уплатой налогов и представлением отчетности по месту нахождения такого обособленного подразделения, могут и налоговые органы.

Нередко задают и такой вопрос: как быть, если создано лишь одно рабочее место? Буквальная трактовка определения, приведенного в статье 11 НК РФ, может привести к выводу, что для признания обособленного подразделения необходимо наличие как минимум двух рабочих мест. Ведь в определении сказано, что по месту нахождения обособленного подразделения необходимо наличие стационарных рабочих мест .

Однако это не означает, что приведенное положение Кодекса требует наличие двух и более рабочих мест. Условие создания стационарных рабочих мест, установленное статьей 11 Кодекса, будет выполнено, даже если оборудовано только одно рабочее место.

В результате если в территориально обособленном структурном подразделении создано лишь одно рабочее место, такое подразделение считается созданным для целей налогообложения. Например, по месту нахождения пунктов обмена валюты, как правило, создается одно рабочее место. При этом банки признают эти обменные пункты в качестве обособленных подразделений.

Пример 2

ООО «Атлант» зарегистрировано в Омске. Общество приобрело в Томской области производственные помещения, непригодные к эксплуатации и требующие капремонта. Для охраны объекта на время ремонта принят на работу по трудовому договору охранник.

В данном случае, несмотря на то что создано только одно стационарное рабочее место, у «Атланта» возникает обособленное подразделение в Томской области.

При создании обособленного подразделения компания издает такой приказ.

Филиалы, представительства и обособленные подразделения: какая связь?

Если внимательно прочитать приведенное в пункте 2 статьи 11 НК РФ определение понятия «обособленные подразделения» , можно заметить одну интересную деталь. Оно определено через понятие «территориально обособленного от организации подразделения». Последнее следует трактовать в том его значении, в каком оно используется в других отраслях права (п. 1 ст. 11 Кодекса).

Согласно статье 55 ГК РФ обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения (то есть территориально обособленные подразделения), могут существовать в двух формах -- филиалов или представительств.

Филиалы и представительства действуют на основании утвержденных положений и должны быть указаны в учредительных документах организации (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

При этом, выделяя лишь два вида обособленных подразделений юридического лица, ГК РФ не ограничивает юридическое лицо в создании обособленных подразделений иных видов. Таким образом, ГК РФ не возлагает на юридическое лицо, создавшее обособленные подразделения в иных формах, нежели филиал и представительство, обязанности по указанию информации о них в учредительных документах.

Налоговый кодекс устанавливает дополнительный критерий -- создание стационарных рабочих мест. Если критерий выполняется, филиал или представительство признается обособленным подразделением с точки зрения налогового законодательства.

Создание филиалов и представительств практически всегда сопряжено с оборудованием стационарных рабочих мест. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев филиалы и представительства для целей налогообложения являются обособленными подразделениями. А вот обратное не верно: обособленные подразделения -- это не только филиалы и представительства.

Обособленное подразделение считается созданным независимо от осуществления процедуры оформления, предусмотренной пунктом 3 статьи 55 ГК РФ для филиалов и представительств. Об этом гласит пункт 2 статьи 11 НК РФ. В частности, чтобы считаться созданным, обособленное подразделение не обязательно должно быть указано в учредительных документах.

Таким образом, обособленное подразделение для признания его таковым с точки зрения налогового законодательства должно обладать установленными пунктом 2 статьи 11 Кодекса признаками. Оно может быть создано как в виде представительства или филиала, так и в ином виде, не противоречащем законодательству РФ.

Пример 3

Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что ООО «Кондор» открыло по месту нахождения приобретенного офиса представительство. В нем работают работники общества.

В данном случае у «Кондора» возникает обособленное подразделение в Москве.

Обособленное подразделение создано: что делать дальше?

Создание обособленного подразделения требует от организации выполнения определенных обязанностей. В частности, она должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Это требование закреплено в пункте 1 статьи 83 НК РФ. Заявление о постановке на учет подается в течение месяца после создания обособленного подразделения.

Когда подразделение считается созданным? Когда в нем оборудованы стационарные рабочие места. Такой датой может быть, например, день, когда работник приступил к своим трудовым обязанностям по месту нахождения подразделения.

Как вы знаете, кроме постановки на учет по месту нахождения обособленных подразделений организация должна встать на учет в налоговых инспекциях по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Поэтому если организация уже состоит на учете в налоговой инспекции по месту нахождения обособленного подразделения, повторно вставать на учет не нужно.

Помимо постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация также обязана сообщить о его создании по месту своего учета. На это отводится месяц со дня создания подразделения (п. 2 ст. 23 НК РФ). Как отчитаться по страховым взносам, если есть обособки посмотрите в статье "Страховые взносы 2017: обособленные подразделения".

Точно так же следует сообщать и о ликвидации подразделений. Организация может состоять на учете в нескольких налоговых инспекциях. В этом случае она должна проинформировать о создании обособленного подразделения все налоговые инспекции, где она состоит на учете.

Пример 4

ЗАО «Тополь» зарегистрировано в Москве и состоит на учете только в столичной налоговой инспекции. В 2013 году оно приобрело в Санкт-Петербурге магазин и сдало его в аренду. Поскольку было приобретено недвижимое имущество, общество встало на налоговый учет в Санкт-Петербурге. С 1 января 2014 года ЗАО расторгло договор аренды и решило осуществлять торговую деятельность самостоятельно. Для этого в магазин были набраны работники.

В данном случае обособленное подразделение считается созданным с 1 января 2014 года. Однако организация не обязана повторно становиться на налоговый учет в Санкт-Петербурге. Она должна лишь проинформировать налоговые инспекции в Москве и Санкт-Петербурге о создании обособленного подразделения.

Санкции за нарушения

Если организация подаст заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения с нарушением месячного срока, отведенного для этого, ей грозит штраф. Если организация опоздала с подачей заявления, то ей грозит штраф в размере 10 000 руб. Об этом говорится в статье 116 НК РФ.

Если организация не только просрочит подачу заявления, но и начнет деятельность по месту нахождения обособленного подразделения, ответственность наступит в соответствии с пунктом 2 статьи 116 Кодекса. Штраф будет исчисляться как доля доходов, полученных в результате ведения такой деятельности (10 %). Минимальный штраф -- 40 000 руб.

Санкции грозят не только организации, но и ее должностным лицам, допустившим перечисленные нарушения. За просрочку подачи заявления взимается штраф от 500 до 1000 руб., а если в это время обособленное подразделение вело деятельность -- от 2000 до 3000 руб. Об этом гласит статья 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Наконец, не стоит забывать, что по месту нахождения обособленных подразделений нужно уплачивать некоторые налоги и сдавать отчетность. Организация, нарушающая эти обязанности, рискует столкнуться с серьезными проблемами:

  • Во-первых, она может быть привлечена к ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации.
  • Во-вторых, по статье 122 Кодекса за неуплату или неполную уплату налога.
  • В-третьих, по месту нахождения обособленного подразделения образуется недоимка, на которую будут начисляться пени.

"Новая бухгалтерия", 2005, N 5

Создавая обособленное подразделение, организация должна выполнить ряд требований по постановке на налоговый учет. О том, в какие сроки это нужно сделать, какие потребуются документы, как снять с учета подразделение, вы узнаете из этой статьи.

Мы привыкли воспринимать обособленное подразделение как отдельную структуру, созданную организацией в процессе осуществления своей деятельности. Но при этом важно иметь в виду, что определение обособленного подразделения, которое содержится в Налоговом кодексе РФ, значительно шире гражданско-правового определения обособленного подразделения и в большинстве случаев организации необходимо зарегистрировать в налоговом органе создаваемое обособленное подразделение.

Условия создания обособленных подразделений организации

Согласно ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделяется.

С точки зрения Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации характеризуется следующими признаками:

  • территориальная обособленность;
  • наличие оборудованных стационарных рабочих мест;
  • осуществление деятельности организации через обособленное подразделение.

Рассмотрим подробнее эти признаки.

Территориальная обособленность

В связи с тем что критерий территориальной обособленности Налоговым кодексом РФ не установлен, необходимо руководствоваться разъяснениями финансовых и налоговых органов.

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 22.12.2004 N 03-03-01-04/1/184, территориально обособленным подразделением организации следует считать подразделение, расположенное на отдельной территории, отличной от территории, на которой находится сама организация, т.е. по иному адресу, не указанному в учредительных документах как место нахождения самого налогоплательщика. Аналогичное мнение высказывается представителями налоговых органов.

Если организация состоит на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеет обособленные подразделения на подведомственных другим налоговым органам территориях, то она обязана в установленном порядке встать на учет по месту нахождения каждого из таких обособленных подразделений в этих налоговых органах (см. Письмо Минфина России от 16.02.2005 N 03-06-05-04/35).

Если обособленное подразделение относится к ведению того же налогового органа, что и головная организация, то организация не обязана вставать на учет в том же самом налоговом органе в связи с созданием этого обособленного подразделения (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Оборудованные стационарные рабочие места

Основным признаком, характеризующим обособленное подразделение организации, является наличие в нем оборудованных стационарных рабочих мест.

Налоговый кодекс РФ не разъясняет, что следует понимать под рабочим местом. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, термины и понятия гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочее место - это место, на котором работник должен находиться или на которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и прямо или косвенно находящееся под контролем работодателя.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ), но Налоговым кодексом РФ не урегулирован вопрос о том, что считается оборудованием рабочего места.

Судебные органы считают, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение работниками таких обязанностей (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2002 N А26-3503/02-02-07/160, Уральского округа от 09.01.2003 N Ф09-2799/02-АК).

Еще один спорный вопрос - образуется ли обособленное подразделение организации при наличии у нее вне места нахождения только одного стационарного рабочего места или таких рабочих мест должно быть два и более.

Ранее судебными органами высказывалось мнение, согласно которому при наличии одного рабочего места обособленное подразделение не образуется (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 03.10.2001 N КА-А40/5441-01).

Однако позднее позиция арбитражных судов в этом вопросе изменилась. Так, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02 указывается, что постановка на учет обособленного подразделения обязательна и в том случае, если в нем создано одно рабочее место. Эту позицию занял и ФАС Центрального округа (см. Постановление от 26.07.2004 N А62-1493/04). ФАС Северо-Западного округа также исходил из того, что создание одного рабочего места является основанием для постановки обособленного подразделения на учет (см. Постановление от 27.05.2002 N А26-6342/01-02-12/178).

Такая же точка зрения изложена в Письме МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 "О признании одного рабочего места обособленным подразделением".

По мнению МНС России, такой критерий обособленного подразделения, как оборудование стационарных рабочих мест, указанный в ст. 11 НК РФ, вобрал в себя и понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, полагает министерство, так как в ст. 11 НК РФ понятие "рабочее место" употребляется и в единственном числе, это было бы неправильным по смысловой нагрузке, если законодатель не считал бы обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места.

Следовательно, создание одного рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Постановка на учет обособленного подразделения организации

В течение одного месяца после создания обособленного подразделения организация обязана сообщить о его создании в налоговый орган по месту своего нахождения, а также встать на учет по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (ст. 23, п. п. 1, 4 ст. 83 НК РФ).

Дата создания обособленного подразделения

Момент, когда обособленное подразделение считается созданным, в Налоговом кодексе РФ не определен.

По мнению налоговых органов, дату создания обособленного подразделения следует определять по наиболее раннему по дате документу, зафиксировавшему наличие всех признаков обособленного подразделения, установленных ст. 11 НК РФ (см. статью "О постановке организации на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений", журнал "Налоговый вестник", 2004, N 9).

Так, датой создания обособленного подразделения будет считаться дата решения общего собрания акционеров об открытии филиала в другом городе.

Некоторыми судебными органами высказывается точка зрения, согласно которой датой создания обособленного подразделения в форме филиала является дата внесения изменений в учредительные документы организации (см. Постановление ФАС Центрального округа от 19.08.2004 N А35-7602/03-С4).

Однако в большинстве случаев позиция судебных органов заключается в том, что моментом создания обособленного подразделения следует считать момент оборудования организацией территориально обособленного стационарного места для осуществления деятельности через свое обособленное подразделение (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 14.01.2005 N Ф03-А04/04-2/3923, Московского округа от 09.09.2004 N КА-А40/7836-04, Волго-Вятского округа от 19.08.2004 N А29-8668/2003а, Западно-Сибирского округа от 28.05.2003 N Ф04/2319-394/А70-2003).

Созданием обособленного подразделения является, например, заключение договора аренды нежилого помещения, используемого в производственной деятельности этого подразделения.

Документы, представляемые при постановке на учет

Рекомендуемая форма сообщения о создании обособленного подразделения, расположенного на территории РФ, утверждена Приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255@ "Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах".

Как следует из названия этой формы, она носит рекомендательный характер, т.е. организация вправе подать сообщение и в произвольной форме, но сделать это нужно обязательно. Срок подачи сообщения о создании обособленного подразделения организации - 1 месяц с момента его создания (ст. 23 НК РФ).

Форма заявления о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории РФ (далее - заявление) и порядок его заполнения содержатся в Приказе МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц".

Срок подачи заявления - 1 месяц с момента создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Заявление заполняется организацией в одном экземпляре и представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения одновременно с копией свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе и копиями документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).

Таким образом, организация может быть поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения и при отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

К документам, подтверждающим создание обособленного подразделения организации, относятся: положение о филиале (представительстве), приказ о создании филиала (представительства), доверенность, выданная руководителю филиала (представительства), и др. Если обособленное подразделение не оформлено как филиал или представительство, то его создание подтверждается наличием соответствующих документов (положение, приказ, доверенности на право ведения дел, иные документы финансово-хозяйственной деятельности).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления всех необходимых документов.

При этом новый ИНН не присваивается. Код причины постановки на учет (КПП) присваивается организации в налоговом органе как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения.

При постановке на учет обособленного подразделения организации выдается уведомление по форме N 09-1-3, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.

Постановка на налоговый учет и снятие с учета производятся бесплатно (п. 6 ст. 84 НК РФ).

Ответственность за непредставление сообщения о создании подразделения и нарушение сроков постановки на учет

За непредставление сообщения о создании обособленного подразделения в срок, установленный ст. 23 НК РФ, организация может быть привлечена к ответственности в виде наложения штрафа в размере 50 руб. на основании ст. 126 НК РФ.

Одновременно должностное лицо организации, ответственное за представление в установленный ст. 23 НК РФ срок сообщения о создании обособленного подразделения, может быть привлечено к административному штрафу на основании ст. 15.6 КоАП РФ в сумме от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.

При нарушении срока подачи заявления налоговый орган может наложить на организацию штраф в размере 5000 или 10 000 руб. (если просрочка более 90 дней) на основании ст. 116 НК РФ. За это же нарушение руководитель фирмы может быть оштрафован на сумму от 500 до 1000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Если созданным, но не поставленным на учет обособленным подразделением организации велась деятельность, приносящая доходы, то организация может быть привлечена к ответственности по ст. 117 НК РФ, которой предусмотрено взыскание 10% полученных доходов, но не менее 20 000 руб., а при ведении такой деятельности более трех месяцев - в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Руководитель организации может быть оштрафован на сумму от 2000 до 3000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Постановка обособленного подразделения на учет во внебюджетных фондах

Для обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и осуществляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, предусмотрена постановка на учет в территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

Соответствующие положения содержатся в Федеральном законе от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах данных внебюджетных фондов.

Для постановки на учет в Пенсионном фонде РФ организации необходимо обратиться в соответствующий его территориальный орган. Никаких письменных заявлений подавать не нужно. Территориальный орган делает запрос в налоговый орган, в котором организация зарегистрировала свое обособленное подразделение, и, получив сведения, регистрирует организацию в срок не позднее пяти дней.

После регистрации территориальный орган ПФР направляет организации извещение в двух экземплярах. Один из них необходимо в 10-дневный срок передать в территориальный орган ПФР, в котором стоит на учете сама организация (см. разд. II Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 19.07.2004 N 97п).

Чтобы зарегистрироваться в территориальном отделении Фонда социального страхования РФ, организации необходимо подать заявление по установленной форме. Срок подачи заявления - не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения.

Одновременно с заявлением представляются заверенные в установленном порядке копии свидетельства о государственной регистрации организации; свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения; документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, доверенности, выданной организацией руководителю обособленного подразделения); извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения. Если обособленное подразделение имеет открытый банковский счет, также представляется справка из банка об этом счете.

Регистрация производится в течение пяти рабочих дней со дня получения документов. При регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения присваивается расширенный регистрационный номер, дополненный кодом обособленного подразделения, и код подчиненности.

Извещение о регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр направляется организации, второй - в филиал регионального отделения ФСС РФ, осуществляющий взаимодействие с организацией-страхователем, третий - в региональное отделение ФСС РФ по месту регистрации организации (см. разд. II Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27).

Для постановки на учет в территориальном отделении Фонда обязательного медицинского страхования РФ организация подает также заявление. Срок его представления - не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения (ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации").

Порядок регистрации организаций-страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования и форма свидетельства о регистрации страхователя устанавливаются Правительством РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен.

Ликвидация обособленного подразделения организации

При ликвидации обособленного подразделения организация обязана сообщить об этом в налоговый орган по месту своего нахождения (п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения не установлена, поэтому оно подается в произвольной форме.

По месту нахождения обособленного подразделения организация должна подать заявление о снятии его с учета (п. 5 ст. 84 НК РФ). Форма заявления о снятии с учета организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения и порядок его заполнения утверждены Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178. Заявление о снятии с учета подается в одном экземпляре.

Снятие обособленного подразделения с учета осуществляется налоговым органом в течение 14 дней со дня подачи организацией заявления.

При ликвидации обособленного подразделения организации не предусмотрено обязательное проведение выездной налоговой проверки. По общему правилу такая проверка проводится при ликвидации организации (ст. 89 НК РФ). В частных разъяснениях налоговые органы высказывают мнение о том, что выездная налоговая проверка ликвидируемого обособленного подразделения может проводиться, но в пределах 14-дневного срока, установленного для снятия подразделения с учета.

С.Рогоцкая

АКДИ "Экономика и жизнь"

Иногда забывают о таком аспекте предпринимательской деятельности, как создание обособленных подразделений. Казалось бы, зарегистрировал фирму и работай спокойно. Однако законодатель устанавливает массу различных обязанностей, которые необходимо будет исполнить.

Сразу отметим, что для ООО, в котором работает только сам учредитель никаких обособленных подразделений (далее – также «ОП», «обособка») открывать не нужно – такая обязанность будет только у тех, кто нанимает себе помощников по трудовым договорам.

Что такое обособка?

Зарегистрировать ООО можно и по адресу места проживания самого учредителя. Это может быть его дом или квартира. Если не создавать промышленных производств в многоквартирных домах, то квартира может вполне стать приемлемым вариантом для регистрации.

Если деятельность Общества будет осуществляться исключительно по адресу регистрации, то обособку создавать будет не нужно. Однако не каждый вид деятельности можно осуществлять, находясь только по одному адресу.

Например, если заниматься торговлей, то без открытия точек розничной продажи будет обойтись проблематично.

В этом случае деятельность ООО будет производиться не только по зарегистрированному адресу, но и в местах, отличных от него. Этот признак является первым, по которому нужно задуматься о создании ОП, но спешить с его открытием не нужно. Дело в том, что юридические нормы связывают регистрацию обособок с наличием рабочих мест по их адресам, если же рабочих мест там не создано, то обязанности не возникает.

Отличие обособки от филиалов и представительств

У многих может возникнуть путаница в голове, а что именно подразумевается под ОП? Согласно ст.55 ГК РФ к ним относятся представительства и филиалы. Но у них совершенно иной порядок создания, с внесением информации в ЕГРЮЛ.

Есть и иные виды обособок, о которых говориться в ст.11 НК РФ, и именно их нужно открывать, если деятельность компании осуществляется не только по её основному адресу.

Согласно данной норме, ОП представляет собой любое структурно обособленное от организации подразделение, где на сроки более одного месяца созданы рабочие места, являющиеся стационарными.

Исходя из формулировок нормы, ОП должно открываться только при совокупном соблюдении следующих правил:

  1. По месту ОП оборудованы рабочие места. Исходя из положений норм ст.209 ТК РФ, рабочее место представляет собой контролируемое работодателем место, куда в силу исполнения своих обязанностей должен прибыть работник, что трудится у данного работодателя по трудовому договору.
  2. Рабочее место является стационарным. Это означает, что работу выполняют не дистанционные работники, которые трудятся удаленно, а люди, что находятся непосредственно на местах, где созданы все необходимые условия для их работы.
  3. Рабочее место создано более чем на месячный срок. Любые иные рабочие места, что существуют меньшее количество времени, не влекут возникновения обязанности по открытию ОП.

Важно! Если с физическими лицами заключён не трудовой договор, а ГПХ, то обязанностей по открытию обособок не возникает, поскольку не оказание услуг по договорам ГПХ не влечёт возникновения рабочих мест.

Таким образом, если в ООО есть склад на окраине города, где хранятся партии товара, то, фактически, по адресу склада тоже осуществляется деятельность компании. Однако на этом складе нет ни охранника, ни сортировщика – только товар, находящийся под сигнализацией. В этом случае регистрировать обособку не нужно, поскольку рабочее место не оборудовано.

Если же на складе каждый день сидит сторож, и его рабочее место просуществует более чем 1 месяц, тогда необходимость в открытии ОП есть. Точно также, если ООО открывает какие-то торговые точки по городу – если там есть продавец, который работает на постоянной основе, то обособленное подразделение открывается.

В чём смысл открытия ОП?

Открытие обособок имеет значения для сбора налоговых отчислений. Согласно ст.230 НК РФ, НДФЛ за работников должен уплачиваться по месту нахождения ОП, в которых они трудятся.

При расширении бизнеса, ООО может открыть несколько ОП в разных городах своего присутствия. Соответственно, именно по месту нахождения каждой обособки за каждого работника, что трудится в них, и должен уплачиваться НДФЛ.

Если ООО зарегистрировано в Белгороде , а деятельность осуществляется в Старом Осколе, то тут вопросов нет – разные регионы, разные налоговые органы.

А как быть в том случае, если обособка создается буквально на соседней улице и имеет с головной организацией одну и ту же налоговую? В этом случае открывать ОП не нужно?

Формулировки закона не делают таких исключений. В законе сказано, что открывать обособки необходимо во всех случаях, когда место деятельности производится не по месту адреса регистрации ООО. Поэтому, во избежание проблем с ФНС, лучше регистрировать все ОП, даже если они находятся в том же регионе и будут состоять на учёте в одной налоговой инспекции с головным офисом.

Как открыть обособленное подразделение

Ст.84 НК РФ устанавливает, что постановка обособок на учёт производиться путём направления специальных сообщений в налоговые органы. Если ОП соответствует всем условиям о рабочем месте, то в месячный срок с момента его создания, согласно ст.23 НК РФ, в ФНС, где числиться на учёте ООО, нужно направить сообщение формы №С-09-3-1.

Важно! Направлять данный документ необходимо в инспекцию по месту учёта ООО, а не по месту открытия ОП – это довольно распространённая ошибка. Если направить сообщение напрямую в налоговый орган, в котором будет состоять на учёте обособка, то сообщение будет возвращено заявителю.

Сообщение формы №С-09-3-1 необходимо подписать руководителем ООО, либо уполномоченным доверенностью лицом. Доверенность необходимо будет приложить к сообщению, других документов прикладывать не нужно.

Сообщение можно подать и в электронном виде посредствам подписания его ЭЦП руководителя.

Как заполнить документы для открытия обособки

Для открытия обособки необходимо заполнить документ по ф. №С-09-3-1, в котором следует указать следующие данные:

  • наименование ООО;
  • ОГРН, ИНН, КПП;
  • информацию о количестве создаваемых ОП и количестве листов сообщения;
  • сведения о руководителе или представителе (с указанием ФИО и ИНН, телефона и электронной почты);
  • информацию о создании ОП, его наименовании (можно придумать любое, но чтобы потом не запутаться), адрес ОП и дату его создания.
  • Заявление подписывается руководителем, ставится дата и печать (если она в ООО предусмотрена Уставом).

В случае изменения каких-либо данных о подразделении, например, при изменении адреса или наименования, подается сообщение этой же формы в течение трёх дней с момента произошедших изменений.

Если ООО прекращает деятельность через ранее созданные ОП, то в ФНС нужно подать сообщение формы №С-09-3-2. Сделать его нужно в течение того же срока, что и при внесении изменений в сведения об обособке. В случае нарушений правил создания ОП или нарушения сроков, законом предусмотрены штрафные санкции по ст.116 НК РФ и ст.15.6 КоАП РФ.