Методы поиска и приемы инновационных идей. Методы поиска инновационных идей и их характеристика. Оптимизация инновационной политики на предприятии

Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации


Ключевые слова

идея, предпринимательская идея, инновационная идея, инновации, методы поиска инновационных идей, idea, enterprise idea, innovative idea, innovations, methods of search of innovative ideas

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Вопросам поиска основ создания инноваций сегодня уделяется большое внимание. Но при этом отсутствует единый подход к определению источников создания инноваций. В данной статье предпринята попытка систематизировать источники создания инноваций, и выделить методы для поиска инновационных идей, которые обладают наибольшей эффективностью.

Текст научной статьи

Идея (греч. idea - понятие, представление) инновации означает общее понятие об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь конкретного замысла. Поиск идей инновации есть процесс творческий. Попробуем разобраться, откуда же берутся инновационные идеи? Единого мнения об источниках инноваций до сих пор нет. Согласно Й. Шумпетеру она принципиально обязана своим появлением предпринимателю, так как сущность предпринимательской функции заключается в распознании и реализации новых возможностей в хозяйственной области. Предпринимательская идея имеет две особенности : · без ее наличия предпринимательская деятельность вообще не возможна; · любой функционирующий предприниматель в своей деятельности не может избежать процесса накопления, отбора и сравнительного анализа предпринимательских идей. Толчком для поиска новых предпринимательских идей могут послужить: · спрос (существующий и прогнозируемый). Производитель должен уметь выявлять и удовлетворять нужды потребителя еще до того, как сам потребитель сможет правильно определить свои потребности. · особые способности предпринимателя. Только собственный талант является ощутимой и надежной отправной точкой в огромном непознанном мире бизнеса. · развитие существующей структуры производства. Новый бизнес может расширять другие виды бизнеса, использовать спрос, созданный другими компаниями, и дальше развивать уже существующие покупательские привычки производителей и потребителей. · использование уникальных местных ресурсов. Важным элементом является тот факт, что местные ресурсы могут быть или лучше, чем другие конкурирующие ресурсы. Многие товары, использующие местные ресурсы, могут успешно конкурировать с импортируемыми. · использование опыта успешного ведения бизнеса. Изучение опыта успешного ведения бизнеса может дать много интересных мыслей. Проблема заключается в том, что предприниматели иногда пытаются слепо следовать бизнесу, пытаются копировать успешный опыт соседа, который успешно развивается в непосредственной близости от них. В качестве важнейшего источника, а точнее, сферы рождения нововведений, подавляющее большинство исследователей отмечают науку. Именно в этой сфере рождаются базисные инновации, обладающие наибольшими возможностями для преобразования по мере их коммерциализации. Важным источником инноваций является изобретательство. Можно отметить и такую побудительную причину возникновения инноваций как рынок с игрой спроса, предложения, цены, конкуренции, борьбой за потребителя. Инновация базируется на новаторской идее (изобретении, открытии), и эта идея направлена на создание в общем смысле более эффективного способа производства, позволяющего использовать имеющиеся ресурсы с большей пользой, чем способы, доступные на данном этапе развития общества. Наиболее детально источники инновационных идей рассмотрены П.В. Друкером. Он выделил следующие семь источников инновационных идей: · Неожиданное событие, которым может быть внезапный успех, непредвиденная неудача. Неудача указывает на необходимость изменений, другими словами, на скрытые инновационные возможности. · Несоответствие между реальностью, такой, каковой она не является, и ее отражение во мнениях и оценках людей. · Изменение потребностей производственного процесса. Учитывая этот источник инновационных идей, подразумевается о совершенствовании уже существующего процесса, перестройке старого процесса в соответствии с новыми потребностями. · Изменение в структуре отрасли или рынка. Данный источник открывает большие возможности для инноваций. · Демографические изменения. · Изменения в восприятии и ценностных установках. Восприятия практически не поддаются количественному определению, но они являются источником нововведений. · Новые знания, научные и ненаучные. Инновации, в основе которых лежат новые знания становятся объектом наибольшего внимания и проносят большие доходы. «Каждая великая идея носит на себе печать отказа. Это не всегда заметно, потому что, когда инновация получает признание, ее трудный путь к успеху мгновенно ретушируется… Возникает парадокс: чем выше потенциал идеи, тем труднее найти кого-то, кто захочет ее испробовать». Любое нововведение должно созреть и быть воспринятым обществом. Только в этом случае оно принесет успех. В книге «Распространение инноваций» Эверетт М. Роджерс выделяет пять факторов, которые определяют скорость распространения новых идей; каждый новатор должен иметь их в виду. Если все обобщить, получится следующее : · Относительная выгода. Какую ценность имеет новая вещь по сравнению со старой? Это преимущество определяет потенциальный потребитель, а не изобретатель. В итоге бесполезные с точки зрения новатора идеи могут получить признание, а более ценные - нет. · Совместимость. Сколько усилий требуется для перехода от привычной вещи к инновации? Если цена выше относительной выгоды, большинство людей не будут пробовать новинку. В цену входит система ценностей человека, финансы, привычки или личные верования. Технологическая совместимость - всего лишь часть того, что делает инновацию распространенной. Новая идея должна быть совместимой с привычками, верованиями, ценностями и образом жизни. · Сложность. Сколько необходимо учиться, чтобы применить инновацию? Чем меньше понятийный пробел, тем выше шансы инновации быть принятой. · Возможность проверки. Насколько легко опробовать инновацию? Бесплатные образцы и демонстрации - веками существующая методика безопасного тестирования новых идей. Чем проще попробовать инновацию, тем быстрее она распространяется. · Наблюдаемость. Насколько заметны результаты инновации? Чем воспринимаемые преимущества заметнее, тем быстрее новинка приживется, особенно внутри социальных групп. В своей книге «Сказать свое Му-у!. Не пытайтесь стать безупречным, просто будьте замечательным» Сет Годин выделяет следующие источники великих идей : 1. Новые сотрудники. Новички в организации - являются самым первоклассным источником хороших идей, которые Вы создаете. Именно они обладают незамутнённым взглядом. Они привносят свежую струю в организацию. 2. Люди с периферии. Во многих организациях главный офис - это оплот статус-кво. Чем ближе вы к трону, тем меньше у вас потребность затевать что-либо новое. Но на периферии можно экспериментировать. Это то место, где новые идеи зарождаются, внедряются и используются. Если они жизнеспособны, то их можно экспортировать в главный офис. Если они неудачны, то это можно тихонько замять, и никто больше не вспомнит об этих идеях. Если вы находитесь в поиске хороших идей или хотите опробовать некоторые из них - отправляйтесь на периферию. Именно там происходит движение. 3. Работники передней линии. Если вы хотите услышать великие идеи, отправляйтесь на «передовую», где происходит взаимодействие вашей организации с потребителями. Вы сможете получить крайне полезные идеи за очень короткий срок. 4. Потребители. Потребители знают, чего они хотят и что им нравится, и, если вы предложите им новую вещь, они очень быстро расскажут вам, что они об этом думают. Если вы хотите разузнать о великих идеях и сделать это без особых затрат, попробуйте организовать места коммуникации, где потребители могли бы общаться с вами. Они оценят такую возможность, и вы узнаете много нового. 5. Великие компании из других отраслей. Не существует никаких новых идей - и это горькая правда. Есть лишь новые области приложения старых идей и остроумные способы их применения. Поэтому один из способов получить великие идеи - это украсть их. История инноваций полна «гениев», которые выпрашивали, заимствовали и воровали идеи в одной сфере, чтобы применить их в другой. Так же он указывает перечень проверенных временем методик поиска великих идей. 1. «Концентрируйтесь на количестве, а не на качестве. Большинство считает, что необходимо ждать появления единственной, невероятно успешной идеи. В процессе поиска они игнорируют множество идей попроще, впрочем, интересных, полезных и умных. Дело в том, что все эти идеи заслуживают рассмотрения. Никогда не знаешь, как незначительная идея может вдруг обернуться большой задумкой. Поэтому цените все идеи. 2. Собирайте все идеи. Как только вы соберетесь запастись идеями, то захотите собрать все идеи, какие только попадутся. Наткнувшись на идею, запишите её. Запишите, когда встретитесь с чем-нибудь примечательным. 3. Прочь из собственной области комфорта. Если вы хотите найти новые идеи, придётся выйти и поискать их. Развивайте своё периферийное зрение. Вы удивитесь, сколько нового станете замечать, оказавшись на незнакомой территории. 4. Путешествуйте. Говорят, что путешествия расширяют кругозор. Но это еще не все. Они также углубляют его. Осведомлённость - злейший враг новых идей. Поэтому отправляйтесь в новые места. Расширьте границы сознания. 5. Пообщайтесь с кем-нибудь. Составьте список знакомых, чью точку зрения вы действительно уважаете. Возьмите себе за правило регулярно звонить им, чтобы просто поболтать. Всё, что вам необходимо спросить, - это «что нового?». Слушайте и делайте заметки. Журналисты постоянно практикуют такой способ, называя это занятие «разработкой источников». Так они находят идеи для своих статей. Опробуйте этот метод в своем бизнесе. Должно сработать. 6. Обучайтесь. Запишитесь на какие-нибудь занятия или курсы. Генерирование новых идей - это неотъемлемая составляющая процесса познания, поэтому займитесь своим образованием. Просто-напросто посещайте занятия. Это может быть всё, что угодно, начиная с садоводства и заканчивая иностранным языком, кулинарией или фотографией. Когда вы настраиваетесь на восприятие новых знаний, ваше сознание расширяется. В процессе обучения вы начнёте замечать новое и, весьма вероятно, станете замечать новое и на работе». Для поиска инновационных идей наибольшей эффективностью обладают следующие методы : проб и ошибок, контрольных вопросов, мозгового штурма, морфологического анализа, фокальных объектов, синектики, стратегии семикратного поиска, теории решения и изобретательских задач. Метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решений определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен не выдвигается новая, нет правил поиска верной идеи и ее оценки. Метод контрольных вопросов - вопросы задаются по заранее составленному вопроснику. Каждый вопрос является пробой (серией проб). По сути, это усовершенствованный метод проб и ошибок. Метод мозгового штурма заключается в коллективном рассмотрении конкретной проблемы с целью выбора наиболее удачной из генерируемых идей. Основное достоинство метода мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику - это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки. Метод морфологического анализа. Сущность данного метода состоит в сочетании в единой системе методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех намеченных вариантов какой-либо функции рассматриваемой инновации. Метод фокальных объектов основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемом объекте, который лежит в фокусе переноса и называется фокальным объектом. Метод синектики представляет собой метод поиска идей в процессе атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов, использующих различные виды аналогий и ассоциаций. Под решением проблемы по методу синектики понимается взгляд на нее с новой точки зрения, отключающей психологическую инерцию. Стратегия семикратного поиска предусматривает выбор правильной идеи потеем ее поиска последовательно по семи этапам: анализ сформулированной проблемы - анализ характеристик известных аналогов новых продуктов или операций - формулировка общей идеи - выбор основополагающих идеи - контроль идей - выбор одной практически применимой идеи из списка - воплощение выбранной идеи в инновацию. Метод теории решения и изобретательских задач (ТРИЗ) представляет собой усовершенствованный алгоритм решения изобретательских задач. Перечисленные выше методы не исчерпывают всех методов, которые могут применяться для поиска инновационных идей. Каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческой задачи по сравнению, с так называемым, методом "проб и ошибок", которым обычно пользуется человек. Целесообразность применения метода, в частности, зависит от сложности решаемой задачи. Все вышеизложенное позволяет определить, что основой создания инноваций может выступать наука, изобретательство, новаторская идея и другие толчки для поиска инновационных идей.

Инновационный процесс начинается с инициализации, в которую включается поиск инновационной идеи.

Этот поиск - самый важный и наиболее трудный момент, характеризуемый использованием специально разработанных методов.

Инновационная идея содержит общее представление об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь намеченного замысла, отражающего осознание потребности и выступающего отправной точкой творческого процесса.

В творческом процессе можно выделить три этапа: замысел (появление самой идеи), превращение идеи в план работы, реализация намеченного плана (воплощение идеи в материальную форму). Эти этапы носят условный характер, так как в реальной творческой деятельности их последовательность не является жестко регламентированной.

Причиной появления инновационной идеи является, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.

В познавательном процессе инновации важная роль принадлежит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию технических и экономических показателей и явлений. При наблюдении человек ограничивается только чувственным познанием и инструментальным изучением определенного явления. Анализ и синтез представляют собой двуединый прием познания и один из элементов процесса абстрактного мышления. Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) есть метод научного исследования, состоящий в мысленном или реальном расчленении целого на составные части. Синтез (греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) - это метод научного исследования какого-либо предмета или явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.

Абстракция (лат. abstraciio - отвлечение) предполагает мыс: ленное исключение ряда свойств предметов и отношений между ними из рассмотрения.

Формирование новой идеи начинается с построения гипотезы. Гипотеза (греч. hipothesis - основание, предположение) выступает как научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и технического обоснования. Критерием гипотезы является ее проверяемость.

В процессе формирования новой идеи непосредственную роль играет воображение. Воображение - это создание новых образов, протекающее в наглядном плане, а также преобразование и переработка данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление.

Воображение очень тесно связано с интуицией и инсайтом.


Интуиция (лат. intueor - пристально, внимательно смотрю) представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического обдумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса.

Инсайт - это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение. В момент самого инсайта решение видится очень ясно. Однако эта ясность часто носит кратковременный характер и нуждается в сознательной фиксации решения.

По утверждению И.Т. Балабанова, для поиска инновационной идеи наибольшей эффективностью обладают следующие методы: проб и ошибок, контрольных вопросов, мозгового штурма, морфологического анализа, фокальных объектов, синектики, стратегии семикратного поиска, теории решения изобретательских задач. Существуют и другие методы поиска новых идей.

Метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен ее выдвигается новая, нет правил поиска верной идеи и ее оценки.

Метод контрольных вопросов - по сути, это усовершенствованный метод проб и ошибок. Вопросы задаются по заранее составленному вопроснику. Каждый вопрос является пробой (серией проб).

Метод мозгового штурма заключается в коллективном рассмотрении конкретной проблемы с целью выбора наиболее удачной из генерируемых идей. Этот метод, известный также как «мозговая атака», «конференция идей», был предложен американским ученым А.

Осборном в 1955 г. Метод мозгового штурма основан на следующих принципах.

1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи - это люди с творческим мышлением, с фантазией и с определенными знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты - обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума, играющие роль аналитиков.

2. При генерировании идей никаких ограничений нет. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, на магнитной ленте и т.п. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.

3. Философская основа мозгового штурма - теория 3. Фрейда. В обычных условиях мышление и поведение человека определяются в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются «темные, стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании». Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, на нарушение запретов, на иррациональные мысли.

Основное достоинство метода мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику - это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки.

При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма - не более 20 минут.

Метод морфологического анализа был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвики в 1942 г. Термин морфологический (греч. morph - форма) означает внешний вил. Сущность данного метода состоит в сочетании в единой системе методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех намеченных вариантов какой-либо функции рассматриваемой инновации.

Морфологический анализ состоит из шести последовательных этапов:

1-й этап - формулировка проблемы:

2-й этап - постановка задачи;

3-й этап - составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции;

4-й этап - составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этог перечень сводится в многомерную таблицу, называемую «морфологическим ящиком».

В простейшем случае при осуществлении метода морфологического анализа составляют двухмерную морфологическую карту: выбирают две важнейшие характеристики продукта, генерируют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы. Общее число вариантов в морфологическом ящике равно произведению числа элементов на осях;

5-й этап - анализ сочетаний выявленных свойств;

6-й этап - выбор наилучшего сочетания свойств.

Метод фокальных объектов был впервые предложен в 1926 г. и впоследствии значительно усовершенствован Ч. Вайомингом в середине 50-х гг. XX в. Этот метод основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемом объекте, который лежит в фокусе переноса и называется фокальным объектом.

Последовательность применения данного метода:

1. Выбор фокальных объектов (продукта или операции).

2. Выбор трех и более случайных объектов наугад из словаря, каталога, книги и т. п.

3. Составление списка признаков случайных объектов.

4. Генерирование идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.

5. Развитие случайных сочетаний путем свободных ассоциаций.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Синектика представляет собой метод поиска идеи в процессе атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов, использующих различные виды аналогий и ассоциаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 50-х гг. XX в. и основан на принципах мозгового штурма. Однако У. Гордон сделал упор на необходимости предварительного обучения групп специалистов, на использовании специальных приемов, на определенной организации процесса решения.

Под решением проблемы по методу синектики понимается взгляд на нее с новой точки зрения, отключающей психологическую инерцию.

В синектике используются следующие виды аналогий: прямая, личная, символическая. Прямая аналогия означает, что рассматриваемый новый продукт или операция сравниваются с более или менее схожими продуктами или операциями. Личная аналогия предполагает, что специалист, решающий конкретную проблему, моделирует образ нового продукта или операции, пытаясь выяснить, какие личные ощущения или чувства возникают у покупателя этого нового продукта (операции). Символическая аналогия - это некий обобщенный взгляд. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель.

Стратегия семикратного поиска предусматривает выбор правильной идеи путем ее поиска последовательно по семи этапам, предложенным рижским инженером Г.Я. Бушем в 1964 г.

1. Анализ сформулированной проблемы.

2. Анализ характеристик известных аналогов новых продуктов или операций.

3. Формулировка общей идеи, а также задач, которые необходимо заложить в разработку инновации.

4. Выбор основополагающих идей - генерируются возможные инновационные идеи, производится их анализ методом эвристики, выбираются оптимальные идеи. Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.

5. Контроль идей.

6. Выбор одной практически применимой идеи из списка.

7. Воплощение выбранной идеи в инновацию.

Метод теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) представляет собой усовершенствованный алгоритм решения изобретательских задач, впервые разработанный инженером Г.С. Альтшуллером в конце 1940-х гг.

ТРИЗ состоит из девяти этапов (частей).

1. Анализ задачи - это переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме (модели) задачи.

2. Анализ модели задачи. На этом этапе осуществляется учет имеющихся вещественно-полевых ресурсов, которые можно использовать при решении задачи: ресурсов пространства, времени, веществ и полей. Вещественно-полевые ресурсы (ВПР) - это вещества и поля, которые уже имеются или могут быть легко получены по условиям задачи. ВПР бывают внутрисистемные (инструменты, изделия и т.п.), внесистемные (среда, магнитные поля и т. п.), надсистемыые (отходы, очень дешевые посторонние элементы, стоимостью которых можно пренебречь).

3. Определение идеального конечного результата и (или) кризисного решения и физического противоречия.

4. Мобилизация и применение ВПР. Если этот этап приводит к решению задачи, то можно сразу перейти к седьмому этапу.

5. Применение информационного фонда - использование опыта, сконцентрированного в информационном фонде ТРИЗ. включающем стандарты, описания приемов, результаты опытов, описания разных явлений и т. п.

6. Изменение и (или) замена задачи. Простые задачи решаются преодолением физического противоречия, например разделением противоречивых свойств во времени и в пространстве. Сложные задачи решаются изменением смысла задачи - снятием первоначальных ограничений, обусловленных психологической инерцией и до решения кажущихся самоочевидными. Процесс решения задачи, по существу, есть процесс ее корректировки.

7. Анализ способа устранения физического противоречия. На этом этапе проверяется качество полученного ответа, сравнивается фактический ход решения с теоретическим, установленным в ТРИЗ. Физическое противоречие должно быть устранено почти идеально («без ничего»).

8. Применение полученного ответа: поиск универсального ключа решения ко многим другим аналогичным задачам.

9. Анализ хода решения. Этот этап направлен на повышение творческого потенциала человека.

Любая наука ставит своей целью истолкование и объяснение явлений. Явления в науке бывают:

* нормальные, которые происходят в соответствии с ранее принятой концепцией. Их можно объяснить, уточнить и совершенствовать путем построения моделей.

* аномальные, которые никак не могут быть объяснены исходя из ранее принятых теорий и не укладываются в рамки действующих концепций.

При столкновении нормальных и аномальных идей возникает период неразберихи в науке, когда противоположные теории и модели соревнуются между собой. В этом случае необходим поиск новых путей, который является творческих процессом. В творческом процессе можно выделить три этапа:

* замысел, т. е., появление самой идеи. Замысел означает осознание потребности и является отправной точкой творческого процесса. Идея инновации - общее понятие об использовании определенных новшеств для пре­творения в жизнь какого-то замысла. Причиной появления идеи инновации являет­ся, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.

* превращение идеи в план работы по устранению выявленного противоречия (изменению данного продукта или операции) на основе знаний, своего и чужого опыта, интуиции. Использование чужого опыта означает, что данный этап твор­ческого процесса опирается на купленные ноу-хау, лицензии, па­тенты, на анализ и переработку информации, доступной для ис­следователя.

* реализация плана работы, т. е. воплощение идеи в новый продукт или операцию. На этом этапе анализируется резуль­тативность ранее намеченного плана мероприятий и при необходимости в него вносятся соответствующие изменения и коррективы.

В процессе создания инновации важная роль принадле­жит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию технических и экономичес­ких показателей и явлений, интуиции.

Для поиска идей инноваций могут использоваться следующие методы:

1. Метод проб и ошибок . Сущность его – в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы. Всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен ее выдвигается новая. При этом нет правил поиска верной идеи и ее оценки. При этом методе применяются в основном субъективные критерии оценки правильности выбранной идеи, где существенную роль играет профессионализм и квалификация разработчика ново­го продукта.

2. Метод контрольных вопросов по существу представляет собой усо­вершенствованный метод проб и ошибок. Сущность его состоит в том, что исследователь отвечает на вопросы, содержащиеся в предлагаемом заранее составленном списке, рас­сматривая свою задачу исследования в связи с этими вопросами. Каждый вопрос является пробой или серией проб. Метод контрольных вопросов заключается в психологической активизации творческого процесса с целью нащупать решение проблемы при помощи серии наводящих вопросов.



3. Метод мозгового штурма («мозговая атака», «конфе­ренция идей») заключается в коллективной атаке воз­никшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предложенной идеи.

4. Морфологический анализ . Термин морфологический означает внешний вид. Целью применения метода морфологического анализа является систематическое исследование возможных мыслимых вариантов решения проблемы, что дает воз­можность охватить исследованиями все неожиданные и необычные вопросы. Морфологический анализ проводится по следующей схеме, состо­ящей из шести последовательных этапов:

1 формулировка проблемы.

2 постановка задачи.

3 составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции.

4 составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этот перечень заключается в таблицу, на­зываемую «морфологическим ящиком».

Морфологический ящик - это многомерная таблица. В простей­шем случае при методе морфологического анализа составляется дву­мерная морфологическая карта: выбираются две важнейшие харак­теристики продукта, составляют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой табли­цы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы.

Условный пример. В качестве осей берем части продукта или эта­пы операции. Обозначаем их буквами А, Б, В, и т. д. Затем записыва­ет возможные альтернативы по каждой оси. Это будут элементы осей: А-1, Б-1, и т. д. Тогда морфологический ящик может выглядеть следующим образом:

А-1;А-2;А-3;А-4

Из этого ящика извлекаем сочетания элементов, например: А-1, Б-2, В-2, Г-1. Общее число вариантов в морфологическом ящике рав­но произведению числа элементов на осях. В нашем примере коли­чество вариантов равно 4x3x2x2 = 48. Из этих 48 вариантов выбираем один вариант. А для этого надо все их перебрать, т. е. проделать трудоемкую работу.

5 этап: анализ сочетаний.

6 этап: выбор наилучшего сочетания.

В нашем примере это означает, что из полученных 48 вариантов выбираем только один вариант. Выбор обычно производится путем перебора всех вариантов без исключения.

5. Стратегия семикратного поиска означает, что выбор правильной идеи производится путем ее поиска последовательно по семи эта­пам:

1. анализ имеющейся проблемы. Здесь изучается проблемная ситуация, пересматривается различная информация, ставится главная цель нововведения в данной области.

2. анализ характеристик имеющихся аналогов но­вых продуктов или операций. Здесь выявляются оптимальные усло­вия хозяйственной ситуации для потребления инновации и опреде­ляются ее основные функции и характеристики.

3. формулировка общей идеи, а также задач, которые необходимо заложить в разработку инновации.

4. выбор основополагающих идей. На этом этапе генерируются возможные инновационные идеи, производится их анализ методом эвристики, выбираются оптимальные идеи. Эвристика представляет собой совокуп­ность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.

5. контроль идей.

6. оценка выбора одной оптимальной идеи.

7. превращение выбранной идеи в инновацию.

6. Метод фокальных объектов основан на перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, кото­рый лежит как бы в фокусе переноса. Он называется фокальным объектом.

Последовательность применения метода фокальных объектов со­стоит в следующем:

1. Выбор фокальных объектов (продукта или операции).

2. Выбор 3 и более случайных объектов наугад из словаря, катало­га, книги и т. п.

3. Составление списка признаков случайных объектов.

4. Генерирование идеи путем присоединения к фокальному объек­ту признаков случайных объектов.

5. Развитие случайных сочетания путем свободных ассоциаций.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Оценку целесообразно поручить эксперту или группе экспертов, а за­тем совместно отобрать полезные решения.

7. Синектика - метод поиска идеи путем атаки воз­никшей проблемы постоянно действующими группами предварительно обученных специалистов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций. Он основан на принципах мозгового штурма. Тер­мин «синектика» - «совмещение разнородных элементов»..

В синектике используются следующие виды аналогий:

* прямая - означает, что рассматриваемый новый продукт или операция сравнивается с более или менее схожими продуктами или операциями;

* личная - означает, что специалист, решающий данную проблему, моделирует образ нового продукта или операции, пыта­ясь выяснить, какие личные ощущения или чувства возникают у по­купателя этого нового продукта (операции);

* символическая - это какая-то обобщенная аналогия. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель.

Применение синектики в решении инновационной проблемы включает в себя следующие этапы:

1. Ознакомление с проблемой.

2. Уточнение проблемы, что означает превращение проблемы как она была дана, в проблему, как ее следует понимать.

3. Решение проблемы. Здесь под решением проблемы понимается взгляд на нее с какой-то новой точки зрения так, чтобы сбить психологическую инерцию.

Следует иметь в виду, что возможности синтетики ограничены, так как она оторвана от изучения объективных закономерностей развития экономики и финансов.

Методы поиска идеи инновации

Уральский социально-экономический институт

Академия труда и социальных отношений

Контрольная работа

Инновационный менеджмент

Тема: «Методы поиска идеи инновации»

Специальность: менеджмент

Группа: МЗ 504

План

Введение

1 Источники инноваций

2 Методы поиска идеи

3 Формы организации возникновения инновационных идей

4 Оценка инновационного потенциала проекта

Заключение

Сегодня в условиях второго этапа НТР решающее значение в обеспечении конкурентоспособности фирмы играют инновации. В термин «инновация» вкладывается два понятия. Инновация – это, во-первых, новшество, т. е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.

Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство – новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности.

уровня производства во всех сферах народного хозяйства.

при определенных условиях становится полноценным товаром.

Данная контрольная работа раскрывает вопросы, связанные с возникновением самой идеи инновации, творческим процессом и процессами управления инновационным потенциалом.


1 Источники инноваций

Сегодня все большее число компаний – как правило, крупные и средние фирмы наукоемкого профиля – обращают внимание на НИОКР, в то же время используя наработки академических, вузовских и отраслевых научно-исследовательских организаций.

Инновационная идея нередко рождается на этапе фундаментальных исследований, где она соответствующим образом доводится и уже потом реализуется, проходя по цепочке через прикладные исследования, разработки, производство.

В то же время идея с одинаковой вероятностью может возникнуть на любом этапе цепочки – при эксплуатации, сбыте, в производстве или в сфере разработок. И тогда уже по каналам обратной связи идет заказ в сферу фундаментальных исследований: доработать идею, обеспечить то или иное теоретическое исследование по данной проблематике, подготовить эффективное внедрение новшества на практике. Такая переброска идей происходит очень часто и носит название «принцип регби».

конкурентоспособности. Устойчивость этой пропорции свидетельствует, очевидно, о ее зрелости, соответствии потребностям экономики в восприятии имеющихся научно-исследовательских заделов. Резкое повышение или снижение доли какой-либо стадии цикла приводит к негативному результату, поскольку вся система уже не справляется с создаваемыми заделами либо последние становятся дефицитом.

К инновациям могут относиться новшества, возникающие на стадиях фундаментальных (поисковых НИР) и прикладных исследований (изобретения, разработки), коммерческой стадии.

Например, в одном из институтов авиакосмического профиля научные исследования имеют следующие направления:

1) фундаментальные НИР, направленные на создание принципов, подходов, общих методик, глобальных моделей, проведение фундаментально-тематических исследований. Обычно эти работы не заказываются, так как их потребность не осознается;

2) прикладные НИР, в рамках которых интерпретируются результаты фундаментальных исследований, решаются конкретные практические проблемы и проводятся комплексные маркетинговые исследования будущей продукции и рынка;

4) работы «свободного поиска» по прямым договорам с предприятиями, заинтересованными в том, чтобы их продукция была одобрена головным институтом отрасли. Результаты этих исследований представляются на вторичном рынке для ориентации и маркетингового анализа фирм-разработчиков;

есть», и тем, «как должно быть».

Если первое направление относится сугубо к фундаментальной, то последующие четыре – к прикладной науке.

При анализе условий и критериев выбора новых НИР принимаются во внимание:

· Надежда на успех;

· Время завершения разработки;

· Стоимость выполнения проекта;

· Экономический выигрыш.

На практике следует учитывать:

1) научные условия: взаимосвязь с другими программами (взаимное дополнение или конкурентные отношения); вероятность успешного выполнения задач проекта; время, необходимое для выполнения задач проекта; использование имеющихся исследовательских ресурсов, в первую очередь специалистов; ценность проекта с точки зрения накопленного опыта, получение технических знаний в исследуемой области, создания основы для будущих НИР; эластичность соотношения затрат и результатов (зависимость результатов от изменений затрат); патентоспособность или исключительность ожидаемых результатов проекта; наличие конкурентных работ в данной области;

2) условия реализуемости: предполагаемый объем реализации и прибыли в результате выполнения проекта; календарный график выполнения проекта в соотношении со сроками выполнения других задач в области подготовки производства и сбыта нового изделия; наличие необходимых производственных мощностей и ресурсов для производства нового изделия; ценность нового продукта с точки зрения престижности предприятия; возможное влияние на психологический климат в организации; отношение к новому изделию клиентов, конкурентов, партнеров; альтернативное использование научного персонала, задействованного в выполнении проекта в случае его прекращения; стимулы к производству и реализации нового продукта.

Для выявления лучшего варианта на стадии выполнения прикладной НИР может быть использован метод его оценки по контрольному перечню характеристик (табл. 1).


Таблица 1

Метод оценки НИР по контрольному перечню характеристик

Следует отметить, что в отличие традиционной западной модели, в соответствии с которой ⅔ инноваций появляются благодаря спросу на рынке и лишь ⅓ - благодаря развитию научно-исследовательской деятельности, в России традиционно доминировали инновации как результат научно-исследовательской деятельности, поскольку высокие затраты на фундаментальные и прикладные НИР создавали существенные научно-технические заделы законченных НИОКР. Однако с переходом к рыночным условиям ситуация изменилась коренным образом. Отсутствие бюджетного финансирования, с одной стороны, и нарастающие потребности в наращивании конкурентоспособности компаний за счет инноваций, с другой, обусловили изменение пропорций инноваций в сторону западной модели. Одновременно наметился процесс сближения фундаментальных и поисковых НИР с другими стадиями НИОКР, включая эффективное использование на практике «отходов» (сопутствующих результатов) фундаментальных исследований.

2 Методы поиска идеи

Идеи (применительно к компании) – это любые новации, направленные на повышение эффективности ее деятельности и достижение стратегических целей:

· улучшение программного обеспечения;

· расширение спектра услуг;

· улучшение характеристик услуг, уже оказываемых клиентам;

· разработка и реализация проектов, направленных на повышение конкурентоспособности компании, и др.

Поскольку спектр возможных идей очень велик, необходимо разделить их на однородные группы в зависимости от содержания, степени новизны, затрагиваемых процессов деятельности компании, специфики реализации (табл. 2).

Классификация по типам процессов производится автором идеи при подготовке «Краткой формулировки идеи» (рис. 1,2). Цель данной классификации – упрощение сортировки идей при их рассмотрении.

Классификация по специфике реализации производится координационным советом при рассмотрении идеи, который анализирует также вопросы мотивации автора.

Процесс прохождения идеи в компании – от возникновения до реализации – состоит из нескольких этапов.

Сначала автор кратко формулирует идею, используя шаблон, и передает ее на согласование. Координационный совет рассматривает концепцию идеи и сопоставляет ее с материалами, имеющимися в архиве (на данном этапе идея может быть дополнена наработками). Далее принимается решение о возможности реализации идеи, в результате чего либо начинается процесс реализации, либо идея помещается в архив. Как уже было сказано, идеи классифицируются по специфике реализации, и если реализация идеи требует участия большого количества трудовых ресурсов и больших затрат финансов и времени (проектная идея), принимается решение о начале процесса подготовки и реализации проекта; если же требуемые затраты ресурсов невелики (беспроектная идея) – сразу начинается упрощенный процесс реализации проекта.

№ п/п Базовые признаки идей Группирование по установленным признакам
1 Внутренняя классификация процессов

2. операторская деятельность

3. маркетинг

5. управление персоналом

6. информационные технологии

2

1. технические

2. технологические

3. экономические

4. управленческие

5. организационные

3 Степень новизны идеи

1. Абсолютная (абсолютно новая идея, которая не применялась ранее нигде; при рассмотрении таких идей будут проводиться: анализ их патентной чистоты для уверенности в том, что данная идея не была ранее запатентована; выбор способа защиты идеи как интеллектуальной собственности компании)

2. Относительная (ранее не применялась в компании)

3. частная (уже используется в компании, но обладает частной новизной для данного контекста – процесса, объекта, субъекта, подразделения, должности)

4 Внутренняя специфика реализации

1. проектные

2. беспроектные

Дата: ____________________________

идеи деятельность деятельность

Управление Управление Информационные

финансами персоналом технологии

Краткая формулировка идеи (шаблон)

Принял: ____________ Дата: _____________

Модель процесса контроля соответствия

Практика выработала множество методов организации коллективного творчества как основы инновационной деятельности. Наиболее распространенным и известным является мозговая атака, состоящая в публичном высказывании каждым своих идей, которые тут же развиваются и дополняются другими. Она требует полного равноправия участников, раскрепощенности мысли. Перед началом работы рекомендуется еще раз оценить, нужно ли решать проблему, что это даст и что произойдет, если все оставить, как есть.

Процедура «мозговой атаки» выглядит следующим образом. Участники садятся за общий стол лицом друг к другу. Руководитель в кратком выступлении раскрывает суть проблемы, причины ее возникновения, выгоды, которые может принести решение. Затем в течение 10-15 минут происходит обдумывание идей и их неупорядоченное перечисление при продолжении генерирования.

Количество здесь важнее качества, поэтому поощряется максимальное количество высказываний, даже самых бессмысленных на первый взгляд, ибо в любом из них может содержаться рациональное зерно. Поэтому любая идея должна встречаться с одобрением. Выступать можно много раз, но не подряд, и в то же время запрещается совещаться, спорить, критиковать, оценивать других, обращаться за поддержкой к руководителю.

На втором этапе происходит обсуждение, уяснение, комбинирование идей по таким критериям, как: соответствие предпосылкам и исходным требованиям; возможность реализации или отсутствие таковой; сроки осуществления; необходимость дополнительных затрат; применимость в другой сфере деятельности и пр.

число баллов и т. п.).

условия (в данном случае ситуационные игры), ничем не напоминающие обычные совещания. Как показывает практика, группой из 10 человек за полтора часа может быть выдвинуто до 100 оригинальных идей. В то же время считается нормальным, если специалисты отвергнут 90% из них.

Существуют несколько видов «мозговых атак»: прямая мозговая атака; обратная мозговая атака, направленная на критику существующих идей; двойная мозговая атака, при которой группа из 20-60 человек обсуждает предварительно поставленную проблему в течение 5-6 часов в два этапа с перерывом, во время которог8о можно неофициально критиковать высказывания и с учетом этой критики работать дальше: конференция идей (совместная работа в течение нескольких дней 4-12 человек); индивидуальная мозговая атака, когда человек поочередно выступает в качестве генератора идей и критика. Элементы этого метода присутствуют во многих других.

мнение по заданной проблеме. Затем на основе балльной оценки или статистических методов выбирается лучшее из альтернативных предложений. Отсутствие общения позволяет избежать группового воздействия и влияния. Обратная связь имеет место в виде усредненного результата. При необходимости работу можно организовать в несколько «туров», последовательно приближаясь к идеалу. Метод используется для оценки вероятности наступления тех или иных событий и считается одним из наиболее квалифицированных, поскольку учитывает мнение большинства, но требует значительных расчетов.

Условиями успешного осуществления мозговой атаки и других аналогичных методов, помимо ограничения числа участников, служат: их близкий социальный статус; независимость друг от друга и от руководителя; слабое знакомство с сутью проблемы, обеспечивающее свободу мыслей и появление оригинальных вариантов решения; исключение предварительных оценок идей, могущих привести участников в смущение и снизить их активность; предоставление возможности анонимных высказываний, если этого требует ситуация; пресечение руководителем ухода в сторону, общих слов; использование наглядных средств; обеспечение эмоциональной поддержки предложений; стимулирование активности; помощь в конкретизации идей.

Кроме того, необходимо придерживаться определенных правил выдвижения своих идей, к которым относятся: краткость изложения; уважительное отношение к слушателям; учет их компетенции; образность, конкретность, резюмирование, включение по возможности элементов юмора; демонстрация не только преимуществ, но и слабых мест; учет существующих альтернатив; использование разных каналов продвижения идей; риторических вопросов и провокационных высказываний; наличие стимулирующих моментов; показ возможности достижения успеха.

3 Формы организации возникновения инновационных идей

Административно-хозяйственную;

Программно-целевую;

Инициативную.

Административно-хозяйственная форма предполагает наличие научно-производственного центра – крупной или средней корпорации, объединяющей под общим руководством научные исследования и разработки, производство и сбыт новой продукции. Большинство фирм, выполняющих научные исследования и опытно-конструкторские разработки, функционирует в промышленности.

Решению задач научно-технических прорывов, особенно в таких прогрессивных отраслях, как микроэлектроника, биотехнология, робототехника и другие, служит программно-целевая форма организации НИОКР. Координационная форма управления целевыми научно-техническими программами предусматривает работу участников программ в своих организациях и согласование их деятельности с центром управления программой. Не менее эффективным надо считать формирование (как правило, на временной основе) новых организаций для решения тех или иных крупных задач, так называемой чистой программно-целевой структуры.

инженерные центры. Большое внимание уделяется также созданию университетско-промышленных и университетских исследовательских центров. Управляются такие центры советами, которые разрабатывают планы исследований, а также организуют проведение НИОКР по договорам с заказчиками.

Комплексной формой организации взаимодействия фундаментальной науки с производством, распространенной в индустриально развитых странах, служат технопарки и технополисы.

проблем. После завершения поставленной перед ними задачи центр реорганизуется.

Еще одной формой организации инновационного процесса является инициативная. Она состоит в финансировании научно-технической, консультативно-управленческой и административной помощи изобретателям-одиночкам, инициативным группам, а также малым фирмам, создаваемым для освоения технических и других нововведений.

Зарубежная практика подтверждает высокую эффективность инициативной формы. Так, обследования, проведенные в США, показали, что мелкие инновационные фирмы с численностью до 300 человек, специализирующиеся на создании и выпуске новой продукции, дают в 24 раза больше нововведений на каждый доллар, вложенный в НИОКР, чем крупные корпорации (с численностью свыше 10 тыс. человек), и в 2,5 раза больше нововведений на одного занятого.

Многие крупные фирмы, стремясь активизировать инновационный процесс, создают у себя организационно-экономические условия для тех своих сотрудников, которые способны быть инициаторами и реализовывать на практике серьезные нововведения.

4

Описание проекта. Компания L′Oreal (Франция, Париж) выпускает парфюмерную продукцию. Компания предлагает новый вид продукта, который состоит в том, что в косметических средствах по уходу за кожей лица присутствует технология изобактер с антибактериальной салициловой кислотой и кератолитическим (отшелушивающим) действием. Предполагаемыми потребителями могут быть мужчины, женщины, подростки и молодежь с проблемной кожей лица. Этот продукт рассчитан на длительное применение, а также применение в комплексе с другой продукцией данной компании.

И парфюмерию и стремящейся расширить производство и сбыт своей продукции.

4. 2. 2. Представление потребителей о компании полностью совпадает с предлагаемым проектом. Параметр оценивается в 10 баллов.

4. 2. 3. Риск при реализации данного проекта не превышает обычные для данной компании риски. Параметр можно оценить в 9 баллов.

высока. Данный параметр можно оценить в 9 баллов.

4. 2. 6. Оценка доли рынка. Объемы реализации нового продукта могут быть значительными. Так что этот параметр можно оценить в 7 баллов.

4. 2. 7. Вероятность коммерческого успеха. Этот параметр можно оценить в 8 баллов, т. к. спрос будет наверняка, а величина спроса будет зависеть от эффективности маркетинга. А учитывая, что компания, проводит грандиозные рекламные мероприятия в целях продвижения своих товаров на рынке, то этот параметр и оценивается в 8 баллов.

4. 2. 8. Оценка конкурентов. У компании довольно серьезные конкуренты: YvesRocher (Ив Роше) – Франция, Garnier (Франция), Dove (Германия) и др., которые также проводят исследования в поисках новых технологий. И пока по предлагаемому продукту конкурентов нет, но в скором времени есть вероятность их появления, то этот параметр оценен в 6 баллов.

4. 2. 9. Вероятность технического успеха. Для осуществления проекта предполагается использовать то же оборудование, что и для других продуктов, изменена только технология производства. Поэтому проект с технической стороны обеспечен. Оценка параметра – 10 баллов.

4. 2. 10. Стоимость и время разработки. Для его реализации не требуется разрабатывать оборудование. Времени на отработку технологии потребуется немного. По этому параметру проект можно оценить в 10 баллов.

4. 2. 11. Продукт запатентован. По этому параметру проект оценен в 9 баллов.

4. 2. 12. Наличие научно-технических ресурсов. Для реализации проекта требуются научные исследования в виде клинических испытаний и тестов. Параметр может быть оценен в 8 баллов.

4. 2. 13. Представленный проект не требует больших средств и не противоречит другим инновациям в программе компании. Оценка данного параметра – 10 баллов.

4. 2. 16. Затраты на производство. Дополнительные затраты на производство нового продукта сводятся к освоению новой технологии и обучение персонала. По этому параметру проект можно оценить на 7 баллов.

количестве и в нужное время. Оценка данного параметра – 10.

4. 2. 18. стоимость маркетинговых исследований. Рынок сбыта данной компании довольно обширный. Поэтому дополнительные маркетинговые исследования не понадобятся. По этому параметру проект можно оценить на 9 баллов.

4. 2. 19. Финансовая эффективность проекта. Прибыльность проекта планируется не ниже другой продукции предприятия. Этот параметр оценен в 7 баллов.

4. 2. 20. Издержки производства. Дополнительные издержки не велики: недолговременное переобучение персонала новому технологическому процессу. По этому параметру проект можно оценить на 9 баллов.

4. 2. 21. Уровень безопасности производства. Проект не содержит операций, связанных с риском и повышенной опасностью. Оценка этого параметра – 10 баллов.

Оценка инновационного потенциала проекта

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Цели, стратегия и ценности

1. Соответствует ли проект отношению предприятия к риску

2. Согласованность проекта с представлением потребителей о проекте

3. Совместимость проекта с текущей стратегией компании

2. Маркетинг

4. Соответствие проекта потребностям рынка

5. Оценка общей емкости рынка

6. Вероятность коммерческого успеха

9. Согласованность с существующими каналами сбыта

10. Общественное мнение о новом продукте

11. Оценка доли рынка

+
3. НИОКР

12. Вероятность технического успеха

13. Стоимость и время разработки проекта

14. Отсутствие патентных нарушений

15. Наличие научно-технических ресурсов

16. Наличие вредных воздействий продукта и процесса его производства на окружающую среду

17. Соответствие продукта текущему и перспективному законодательству

18. Согласованность с другими инновационными проектами компании

4. Финансы

20. Стоимость маркетинговых исследований

21. Наличие финансовых средств в необходимые сроки

22. Эффективность проекта

23. Издержки производства

24. Уровень безопасности производства

+

10. – очень высокая (хорошо)

1. – очень низкая оценка (плохо)

Подведем итог: 10х11 + 9х6 + 8х2 + 7х4 + 6х1 = 110+54+16+6 =

186/24 = 7,75.

Данный инновационный проект имеет показатель выше среднего, а именно 7,75. на основании этой оценки можно сделать вывод, что компания при реализации данного проекта не только не потеряет вложенные средства, а еще вправе рассчитывать на получение прибыли.


отбора в потоке инноваций определяет, каким образом применение различных технологий изменяется во времени. Механизм отбора влияет на способ повышения производительности, вызываемого любой инновацией, а также показывает сильное обратное влияние на виды НИОКР, которые предприятие считает необходимым осуществить исходя из их прибыльности.

В соответствии со стандартами ИСО 9004:2000, введенными с 2001 г., организация, проектируя и/или разрабатывая новые продукты или процессы, должна учитывать жизненный цикл, безопасность, надежность, долговечность, ремонтопригодность, эргономику, внешнюю среду, утилизацию и другие риски. Организация должна гарантировать, что запросы всех заинтересованных сторон (клиентов, партнеров, региональных властей, персонала и собственника) могут быть удовлетворены.

Практика выработала множество методов организации коллективного творчества как основы инновационной деятельности.

При выдвижении инновационной идеи необходимо придерживаться определенных правил выдвижения своих идей, к которым относятся: краткость изложения; уважительное отношение к слушателям; учет их компетенции; образность, конкретность, резюмирование, включение по возможности элементов юмора; демонстрация не только преимуществ, но и слабых мест; учет существующих альтернатив; использование разных каналов продвижения идей; риторических вопросов и провокационных высказываний; наличие стимулирующих моментов; показ возможности достижения успеха.


Список используемой литературы

1. Волков А. И., Скляренко В. К., Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2008 г.

2. Ильдеменов С. В., Ильдеменов А. С., Воробьев В. П., Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2008 г.

3. Крутик А. Б., Никольская Е. Г., Инвестиции и экономический рост предпринимательства. - Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». - СПб.: Издательство «Лань», 2007 г.

4. Маренков Н. Л., Касьянов В. В., Антикризисное управление. Москва: Национальный институт бизнеса. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2007 г.

5. Татарников Е. А., Новикова Н. А., Антикризисное управление предприятием. Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2007

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Разработка инновационного проекта, формирование идеи. Определение альтернативных модификаций решения проблемы. Возникновение инновационных идей при помощи метода выявления мнений участников и творческих методов. Элементы "дерева целей" и "дерева работ".

    реферат , добавлен 18.07.2010

    Методы поиска новых идей. Метод случайных объектов. Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект. Заключительный отбор наилучшего варианта. Идеализация как метод моделирования в науке. Построение модели идеальной системы.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

    Принятие эффективных решений как одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации, основные этапы и специфические признаки данного процесса, его значение. Методы поиска новых идей и решений, их описание и особенности.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2011

    Понятие, виды и классификация инноваций как объектов менеджмента. Основные источники инновационных идей. Этапы и организация инновационного процесса. Способы и формы преодоления сопротивления нововведениям. Управление инновациями в организации.

    презентация , добавлен 15.11.2013

    Виды классификации и жизненные циклы инноваций. Процесс генерирования идей и его закономерности. Состояние и характеристика инновационной деятельности в отрасли. Процесс разработки новых видов продукции на основе модели Ким Кларка и Стивена Уилрайта.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2013

    Понятие инновации, формы инновационных организаций. Эффективность инновационных проектов, содержание этапов их экспертизы, методы их оценки, основанные на дисконтированных и учетных оценках. Критерии их отбора, основные экономические показатели.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2011

    Роль малых инновационных предприятий в развитии научно-технического потенциала, их формы, стадии формирования. Типы инновационного поведения фирм. Методологическая основа классификации научных и инновационных предприятий, сущность венчурного бизнеса.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2009