Посмертные фотографии: жуткое явление XIX века или искусство? Экспозиция “Посмертная фотография”. Музей погребальной культуры В конце 19 века фотографировались с мертвыми

Посмертная фотография (англ. Post-mortem photography) - обычай фотографирования недавно умерших людей, появившийся в XIX веке с изобретением дагеротипа. Такие снимки были привычным делом в конце позапрошлого века, а в настоящее время являются объектом изучения и коллекционирования.

Из истории посмертной фотографии.

В 1839 на гладко полированной металлической пластине был напечатан первый дагерротип, изобретенный французом Луи-Жаком Дагерром. Американцы с готовностью взяли его на вооружение. Фотографировать усопших начали практически тогда же, когда появились первые дагерротипы. До этого великого изобретения только состоятельные люди могли себе позволить иметь посмертные портреты своих близких. Их рисовали именитые художники, но с появлением фотографии создание памятных картин стало доступнее. Несмотря на точность воспроизведения образов, процесс дагерротипии требовал кропотливой работы. Экспозиция могла занимать до пятнадцати минут, чтобы фотография получилась резкой. Занимались подобным родом фотографии, как правило, те же самые фотоателье, которые изготавливали портреты. В первые годы своего существования дагерротипы - маленькие фотографии на полированном серебре - были такими дорогими, что часто человек мог фотографироваться лишь один раз в жизни, вернее, после смерти. В 1850-е популярность дагерротипа снизилась в связи с заменой его более дешевым аналогом, известном как амбротип. Амбротип был ранней версией фотографии, изготавливался он отображением негатива на стекле, за которым располагалась темная поверхность. Также применяли ферротипию. Ферротипией называли фотографии-позитивы, которые делались непосредственно на железную пластину, покрытую тонким чувствительным слоем. В шестидесятых годах XIX века фотография стала доступна почти всем слоям общества. Появились фотокарточки на бумажной основе. С изобретением фотографий в паспарту (англ. Carte de visite) у родственников появилась новая возможность - отпечатывать с одного негатива несколько фотографий и отправлять их родственникам.


Невозможно по-настоящему разобраться в причинах, которые привели к появлению посмертной фотографии, не раскрыв более детально отношение людей в первой половине XIX века к смерти как таковой. В Европе и Америке первой половины XIX века, как уже было сказано выше, наблюдалась очень высокая смертность, особенно среди новорожденных и младенцев. Смерть всё время была где-то рядом. В те времена умирающего не отвозили в больницу - люди, как правило, болели и умирали дома, в кругу своих близких. Более того, зачастую в течении последних дней брат или сестра могли делить с умирающим ребенком одну постель. Подготовка к погребению тоже происходила в доме покойного и занимались этим родные и близкие. После всех приготовлений тело оставалось ещё какое-то время в доме, дабы все могли проститься с усопшим. Всё это достаточно хорошо объясняет отношение людей Викторианской эпохи к смерти. В отличии от наших современников, они не видели в смерти что-то особенное, её не чурались, как не чурались собственно и самого тела покойного. Их сознание фокусировалось на потере, на разлуке с любимым человеком, а не на мертвом теле. Именно поэтому коммерческие фотографы тех времен и могли предложить им свой необычный товар - увековечивание памяти о любимом в виде фотографического портрета.Фотография покойного, с семьей или без, не была напоминанием о смерти, а скорее сувениром сохраняющем память об усопшем, о любимом и дорогом для близких человеке. Зачастую эта посмертная фотография была единственным изображением покойного.


На рубеже XVIII-XIX веков формирование изысканных погребальных и траурных традиций викторианской Англии, с одной стороны, и высочайшая детская смертность в Европе и Северной Америке, с другой, фактически подготовили благодатную почву для создания концептуального прототипа посмертной фотографии в живописи. В этот период в Европе создаётся множество небольших по размеру посмертных детских портретов. Как правило, на этих портретах ребенок изображался либо сидящим, либо до плеч, при этом самая важная характеристика работ такого рода то, что ребенок изображался живым. По этим портретам практически невозможно узнать о драматических предпосылках приведших к их созданию. Но дабы выделить эти работы из общей массы живописных портретов, художники вносили визображение четко регламентированные символы, однозначно указывающие на то, что изображенный ребенок уже мертв: перевернутую розу в руках малыша, цветок с надломленным стеблем, цветы «утреннее сияние» (morning glories) - цветок расцветающий, увядающий и осыпающийся в течении одного дня, а так же тщательно проработанные и выделяющиеся часы, стрелки которых указывают на время смерти. Так же использовались такие символы, как плакучая ива и надгробные плиты. Иногда, чтобы намекнуть на то, как именно умер ребенок, использовался мотив лодки: в спокойной воде - легкая, спокойная смерть; шторм - тяжелая и мучительная.

На большинстве посмертных фотографий викторианской эпохи покойный изображается мирно спящим. Фотографии умерших детей были особенно дороги, потому что при жизни их почти не снимали или не снимали совсем. Многих из них усаживали и окружали игрушками, чтобы они были похожи на живых детей. Иногда родители или братья и сестры позировали вместе с умершим ребенком. Можно было получить множество отпечатков с одного негатива, поэтому семьи могли посылать фотографию другим родственникам. Большинство из них считались скорее памятными подарками, чем тревожными напоминаниями о недавней смерти. Отсутствие сделаных при жизни портретов также может служить дополнительной причиной к попытке «оживления» портрета умершего человека. В силу этого зачастую доминировали клоузапы или поясные портреты, как лежачие, так и сидящие. Иногда, фотографируя лежащего человека, карточка снималась таким образом, чтобы потом её можно было развернуть, дабы создать впечатление того, что портретируемый сидит. Нередко встречаются работы, в которых портретируемый изображен «спящим». При соответствующей постановке кадра закрытые глаза умершего могли сойти за моргнувшие глаза живого, что было характерным «побочным явлением» фотографического портретирования в те времена в силу использования длинных выдержек. Зачастую поверх век мастерски рисовались глаза с выразительным взглядом. После появления амбротипии и тинитайпов во второй половине XIX века многие фотографы стали раскрашивать лица на портретах в естественные «живые» цвета. Всё это позволяло достаточно легко стереть грань между изображением живого человека и мертвеца. Особенно заметно это по фотографиям, сделанным в студии, что впрочем не являлось частой практикой. Иногда с целью придать портретируему вертикальной положение и изобразить его стоящим. использовались специальные распорки-крепления, в которых закрепляось тело усопшего.



Коллекционирование посмертных фотографий.

Сегодня существует большое количество постоянно пополняющихся коллекций посмертных фотографий викторианской эпохи. Томас Харрис, нью-йоркский коллекционер, так объясняет свою страсть: «Они (фотографии) успокаивают и заставляют задуматься о бесценном даре жизни». Одной из наиболее известных коллекций посмертной фотографии является архив Бёрнса. Всего там содержится более четырех тысяч фотографий. Фотографии именно из этого архива были использованы в фильме «Другие». Коллекция «Умирание и смерть» состоит из 4000 фотографий (1840-1996), представляющих различные мировые культуры. Она содержит один из самых обширных архивов ранних изображений умирания и смерти и особенно примечательна своими дагерротипами. Многочисленные выставки, а также «Лучшийфотоальбом 1990 года», книга «Спящая красавица: Мемориальная фотография в Америке» были составлены при помощи этой коллекции. В настоящее время готовятся к выпуску новые альбомы. Главный акцент коллекции - личные, мемориальные фотографии, сделанные семьей усопшего или по ее заказу. Другие разделы коллекции включают сцены гибели на войне, казни, смерти, которые попадают в блоки новостей и связаны с насилием, несчастными случаями и прочими примерами насильственной смерти. В наличии также ограниченный выпуск отпечатков ряда стандартных изображений.



Виды посмертной фотографии.

Есть несколько подвидов посмертной фотографии. В некоторых случаях умерших фотографировали «как живых». Старались посадить на стул, дать в руки книгу, в некоторых случаях даже глаза были открыты. В коллекции Бёрнса существует фотография девушки, сделанная по прошествии девяти дней после ее смерти. На ней, она сидит с раскрытой книгой в руках, и смотрит в объектив. Если бы не надпись на фотографии, было бы нелегко понять, что она умерла. Иногда усопших усаживали на стул, с помощью подушек укладывали, полулежа, на постели, а иногда и сажали, задрапировав гроб тканью.

На других фотографиях усопшие запечатлены лежащими в постели. Иногда эти снимки делали сразу после смерти, иногда усопшего, уже одетого к погребению, укладывали на кровать для прощания. Попадаются снимки, где тело покоится на кровати рядом с гробом.
Еще один, наиболее часто встречающийся вид снимков можно назвать «гробовым». Усопшие запечатлены в гробах или рядом с ними. В этом случае глаза почти всегда закрыты. Тело уже облачено в погребальную одежду, часто покрыто саваном. Внимание, как правило, акцентируется на лице покойного, а иногда лицо видно с трудом из-за ракурса фото-графии или закрывающих гроб со всех сторон цветов и венков. Иногда фотограф старался подчеркнуть роскошь и убранство гроба и комнаты.
В редких случаях изображен закрытый гроб и венки, возможна также прижизненная фотография усопшего, вмонтированная в один из венков.

Посмертная фотография сегодня.

В последнее время посмертная фотография считается тяжелой для восприятия. Стараются избегать подобных снимков. Автору статьи известен веб-сайт, содержащий две версии статьи - одна с фотографией усопшей, другая - без фотографии, специально для тех, кого подобные фотографии отталкивают. В наши дни зачастую фотографирование умерших воспринимается как странный викторианский обычай, однако оно было и остается важным. Это такой же род фотографии, как эротика, которую снимают супружеские пары в домах среднего класса, при этом, несмотря на широкое распространение этой практики, снимки редко выходят за пределы узкого круга близких друзей и родственников. Наряду с надгробными камнями, похоронными открытками и другими изображениями смерти, эти фотографии представляют собой способ, которым американцы попытались сохранить свои тени. Американцы снимают
и используют фотографии покойных родственников и друзей вопреки общественному мнению о неуместности таких
снимков.
Посмертная фотография очень часто практикуется в современном обществе, ею интересуются множество людей. Очевидно, что она играет важную роль для следователей по уголовным делам и всей системы правосудия в целом.

Вспоминая про Викторианскую эпоху, что первое приходит вам на ум? Может романтичные романы сестёр Бронте и сентиментальные Чарльза Диккенса, а может тугие дамские корсеты и даже пуританство?

Но, оказывается, эпоха правления королевы Виктории оставила нам еще одно наследие – моду на посмертные фотографии умерших людей, узнав о которой, вы посчитаете этот период самым темным и жутким в истории человечества!

На то, откуда взялась традиция фотографировать мертвых, есть множество причин и версий, и все они тесно переплетены между собою…


И начать, пожалуй, стоит с «культа смерти». Известно, что с момента кончины супруга – принца Альберта в 1861-ом году, королева Виктория никогда не снимала траур. Более того, в быту появились даже обязательные требования – после смерти близких женщины носили черную одежду еще четыре года, а в последующие четыре могли облачаться только в белый, серый или фиолетовые цвета. Мужчинам же доводилось ровно год носить на рукаве черную повязку.

Викторианская эпоха – это период самой высокой детской смертности, особенно среди новорожденных и детей младшего школьного возраста!


Посмертное фото ребенка – это всё, что оставалось в памяти у родителей.

А создание таких «сентиментальных» сувениров превратилось в обыденный и бездушный процесс – умерших детей наряжали, им красили глаза и румянили щеки, их укладывали на колени всем членам семьи, ставили или усаживали на стул с любимыми игрушками.


Последняя в «паровозике» девочка не просто моргнула…


Ну, разве не заметно, что этого ребенка кто-то держит у себя на коленях?

И одна из этих сестричек тоже не отдыхает…

В общем, фотограф делал все, чтоб в результате на фото мертвый член семьи ничем не отличался от живых!

Одна из наиболее важных причин появления жутких посмертных фото в Викторианскую эпоху – это рассвет искусства фотографии и изобретение дагеротипа, что делало съемку доступной для тех, кто не мог позволить себе нарисовать портрет, ну и … возможность увековечить в памяти мертвых.

Подумайте только, цена одной фотографии в этот период стоила около 7$, что на сегодняшние деньги дотягивает до 200$. И разве при жизни кто-то сможет так раскошелиться ради одного кадра? А вот дань усопшему – это святое!

Жутко об этом говорить, но посмертные фото были модой и бизнесом одновременно. Фотографы совершенствовали свои навыки в этом направлении не покладая рук.


Вы не поверите, но для того, чтоб зафиксировать в кадре усопшего стоя или сидя, они даже изобрели специальный штатив!


А иногда на посмертных фото вообще невозможно было отыскать мертвого – и это в полное отсутствие фотошопа… Такие снимки определяли только по специальным меткам-символам, вроде стрелках часов, остановленных на дате смерти, надломленном стебле цветка или перевернутой розе в руках.

Героиня этой фотографии - 18-летняя Энн Дэвидсон в кадре уже мертва. Известно, что ее сбил поезд, и невредимой осталась только верхняя часть тела. Но фотограф легко справился с поставленной задачей – на отпечатанном фото девушка, как ни в чем не бывало, перебирает белые розы…


Ужас наводит то, что на посмертных фотографиях рядом с мертвым ребенком или даже старшим членом семьи, все остальные живые всегда улыбаются и выглядят вполне жизнерадостно!

Эти родители разве еще не осознали, что их ребенок мертв?!?


Ну что, начнем сначала? Что первое приходит на ум, когда вы вспоминаете про Викторианскую эпоху?

В интернете полно фальшивых новостей и поддельных фотографий — такой уж он, сетевой мир. Здесь любят выдергивать картинки из контекста и сочинять про них абсолютную чушь. Особенно очевидно это в случае со старыми снимками пост-мортем — совершенно обычной для викторианских времен традиции делать памятные снимки умерших людей, особенно детей. Однако не все старые фотографии, на которых люди выглядят странно и неподвижно, — действительно посмертные.

Довольно часто фотография этих упитанных близнецов всплывает в качестве примера посмертного снимка, потому что младенцы сидят неподвижно на фоне довольно странной и зловещей задрапированной штуки. Эта штука — их мать. В то время для фотографирования непоседливых детишек использовали такой прием, как «невидимая мать»: чтобы удержать ребенка перед фотокамерой в течение долгого времени, позади него усаживалась мама, накрытая покрывалом.

Вывод: на этой фотографии живые дети.

На снимке мы видим двух одинаково одетых близнецов, один из которых будто уснул, а второй его обнимает. Понятно, что парню такого возраста фотографировать спящим и в такой неуклюжей позе было незачем — только если он на самом деле не мертв.

Это непохоже на посмертный снимок, и вот почему. Во-первых, одежда на отце ребенка не соответствует траурной. Во-вторых, на столике позади стоит кружка с детской ложкой, а на ребенке слюнявчик — вряд ли он нужен мертвому младенцу. И в третьих, детская ручка схватилась за ткань одежды. А что до того, что родители на этой фотографии не выглядят веселыми, так люди в то время на снимках вообще улыбались крайне редко, не было принято.

Вывод: ребенок просто наелся и уснул.

Молодой мужчина сидит на стуле, его голова слегко наклонена набок и, похоже, специально подвязана платком для удержания в нужном положении. Глаза выглядят пустыми и мертвыми, но такой эффект мог произойти и из-за вспышки. Тем не менее, положение головы и общая поза вынуждают предположить, что это снимок покойника.

Вывод: настоящая посмертная фотография.

Мальчик на этом снимке, безусловно, жив, но вот его питомец, скорее всего, нет. В викторианскую эпоху собаки были самыми популярными домашними животными, любимейшими членами семьи. И когда собака умирала, некоторые хозяева делали ее посмертный снимок на память. А чем животное хуже человека?

Вывод: это посмертная фотография горячо любимой собаки.

Эта девочка мертва? Ничего подобного. На снимке — Александра Китчин (Экси), которую часто фотографировал никто иной как Льюис Кэрролл, автор «Алисы в Стране чудес». У Льюиса Кэрролла (настоящее имя — Чарльз Доджсон) было много девочек-друзей, которых он фотографировал в разных позах и даже обнаженными. Для нас это звучит ужасающе, но для людей викторианской эпохи не было чем-то страшным и воспринималось как вид искусства, а не как сексуальная распущенность. Маленькая Экси выросла, вышла замуж и родила шестерых детей.

Вывод: при съемке этой фотографии ни одной маленькой девочки не пострадало.

Ну кто поверит в то, что викторианцы были настолько отмороженными, чтобы наряжать гниющий труп и фотографироваться рядом с ним? А главное, даже если это было бы настоящим снимком, кому такой нужен на память? Конечно же, это, как говорится, «голимый фейк».

Вывод: это не посмертная фотография, а чья-то злая шутка.

Запавшие глаза, бледное лицо, спокойная и холодная красота, белые лилии рядом с телом, драпировка из тафты и плечи, украшенные искусственным мехом… Стоп. У викторианцев не было искусственного меха. Это современная фоторабота под названием «Бриджетт» с вебсайта Deviant Art, и она выглядит притягательно и мрачно.

Вывод: современная дань уважения искусству пост-мортем фотографии.

Мы видим двух красивых девочек. Одна пристально смотрит в объектив, а вторая мирно спит. Она очевидным образом мертва. Об этом говорит книга, подложенная под ее спину, чтобы удержать девочку в нужном положении, и аккуратно сложенные на груди руки. А главным образом об этом говорит грусть в глазах ее живой сестры.

Вывод: это настоящая посмертная фотография.

Это милая фотография, сюжет которой понятен без слов. Викторианцы любили готику и все сверхъестественное, и поприкалываться они любили тоже, в том числе с фотографиями. То, что мы здесь видим, — подделка, но подделка того времени. Тут все настоящее, кроме чужой «отрубленной» головы.

Вывод: для викторианцев смерть была в том числе и поводом для шуток.

Про эту фотографию говорят, что на ней или мать мертва (это не так, мать удерживает ребенка, чтобы сидел спокойно), или девочка в клетчатом платье — потому что ее глаза якобы выглядят странно. Странность легко объясняется воздействием яркой вспышки — в те времена она была гораздо ярче, чем сегодня, и буквально слепила. И светло-голубые, например, глаза на снимках выходили не очень хорошо. А еще ретушеры частенько исправляли недочеты с прикрытыми или ослепленными вспышкой глазами, и из-за этого снимок тоже мог выглядеть не вполне естественно. А почему закрашено лицо матери? Ну, возможно, кто-то ее не любил и не хотел видеть на фотографии… но это, конечно, домыслы.

Вывод: все люди в момент снимка были живы и здоровы.

Викторианцы широко использовали цветы в качестве символов по тому или иному поводу, и цветы рядом с умершим — конечно же, символ. Можно с уверенностью утверждать, что девочка мертва, так как она лежит в постели полностью одетой и чьи-то заботливые руки придали ей позу мирно спящего человека. Это торжественная и трогательная фотография горячо любимого ребенка, который покинул своих близких слишком рано.

Вывод: это настоящая посмертная фотография.

Здесь мы видим пятерых детишек, четверо из которых очень похожи внешне, а пятая — самая маленькая — выглядит довольно смешной. Кстати, не факт, что это девочка: в те времена и маленьких девочек, и маленьких девочек наряжали в платья и отращивали им локоны. Почему они стоят так ровненько и держат руки по швам, понятно: взрослые сказали им вести себя смирно, чтобы не испортить фотографию. Ну и малышка (малыш?) немного перестаралась…

Вывод: детская групповая фотография, на которой все живы.

Юноши на снимке выглядят неподвижно и строго, и многие полагают, что парень на стуле — покойник, а рядом стоят его хмурые друзья. Но это не так. Молодой человек сидит на стуле так неподвижно и неестественно, потому что четко следует указаниям фотографа не шевелиться и смотреть в одну точку. Троица явно устала позировать, поэтому и выглядит такой несчастной и напряженной. Ну а улыбаться на викторианских фотографиях было не принято, о чем мы уже упоминали выше.

Вывод: это не посмертная фотография.

Еще один наглядный пример фотографии с «невидимой матерью». Мать, накрытая покрывалом, удерживает ребенка, чтобы его можно было сфотографировать. Мертвого ребенка не нужно удерживать, он и так неподвижен. А этот малыш явно в растерянности от происходящего и с недоверием смотрит в объектив.

Вывод: это живой ребенок и все у него хорошо. И мама рядом, правда зачем-то покрывало на себя нацепила

C изобретением дагеротипа (предка фотоаппарата) в середине XIX века особую популярность получили посмертные фотографии усопших людей. Родные и близкие покойного нанимали фотографа, чтобы тот запечатлел мертвого человека на память и оставил снимок в качестве сувенира. Что это: дурная прихоть или мистическая примета?

Посмертные фотографии и их предназначение

История

В те времена детская смертность была большой проблемой, поэтому на сохранившихся посмертных фотографиях можно часто увидеть ребенка. Люди, как правило, умирали не в больницах, а дома. Подготовкой погребения обычно занималась семья умершего, а не ритуальные организации. В такие дни прощания и нанимался фотограф.

В викторианскую эпоху было иное отношение к смерти. Люди того времени остро испытывали разлуку и потерю, но само тело умершего не вызывало страх и ужас. Смерть была чем-то обыденным, даже среди детей. Обычно младенцев и малышей постарше не успевали фотографировать при жизни. Распространенная скарлатина или грипп отправляли на тот свет огромное количество детей. Поэтому посмертная фотография была вполне адекватным способом сохранения памяти о человеке.

Чтобы нанять фотографа с дагеротипом, требовались серьезные денежные средства. Обычно такую услугу заказывали состоятельные семьи. Несовершенный дагеротип требовал выдержки и долгой неподвижности фотографируемого. Но в случае с обездвиженным и бездыханным телом процесс в разы упрощался и приносил солидную прибыль фотографу. Если живые родственники изъявляли желание сфотографироваться вместе с усопшим, то получались размазанными на снимке, зато труп выглядел идеально четко.

Особенности

Умершим любили придавать непринужденные позы: будто они живые, но отдыхают или спят. Поэтому детей размещали не только в гробах, но и на диванах, в колясках, на стульях. Ребенка наряжали, делали ему красивую прическу, окружали любимыми игрушками или даже домашними животными. Чтобы тело сохраняло положение, его могли посадить на колени родителей.

Развитие посмертной фотографии вылилось в своеобразное искусство. Был разработан специальный штатив, фиксирующий тело в нужной позе. Чем выше мастерство фотографа, тем живее выглядел на снимке усопший. Фотографы применяли и другие ухищрения, например, рисовали глаза на закрытых веках, подкрашивали щеки румянами, кадрировали фотографии лежащего вертикально, имитируя стоячее положение.

А был ли смысл?

Уже к началу XX века популярность посмертных фотографий пошла на спад

Посмертные фотографии являются предметом изучения и достоянием исторических коллекций, ведь самые качественные и необычные снимки стоят баснословных денег.

Необычное искусство в те времена заставляло лишний раз переосмыслить жизнь и смерть. Среди великих людей, которые были сфотографированы посмертно, можно назвать Виктора Гюго, а самый известный фотограф мертвецов – Надар (Гаспар Феликс Турнашон).

Любопытно и то, что посмертная фотография породила альтернативный стиль, когда живые притворялись мертвыми. Такая культура появилась из-за упомянутого выше несовершенства дагеротипа. Невозможность моментальной съемки и необходимость долгого позирования вынуждала создавать образы умерших.

После изобретения в конце 19 века дагерротипа, дорогую и не особо реалистичную живопись начала стремительно вытеснять фотография. Во времена викторианской эпохи около семейных фото сложились очень странные обычаи. Наверное, самым странным из них стала традиция делать фотографии мертвых людей как живых.

Для современного человека такая практика кажется странной и пугающей. Мы боимся любого физического контакта с мертвыми, прячем факт смерти близких от детей, боясь травмировать их душу или напугать. Да и вообще мертвые внушают нам ужас и страх. Но так было не всегда.

Фотографии мертвых людей 19 века

В 19 веке никто не испытывал страха перед мертвыми. Их хоронили рядом с домом, в котором они жили при жизни. Вечерняя прогулка на семейное кладбище вселяла не ужас, а наоборот успокоение.

Когда человек умирал, он какое-то время находился в своем доме. С ним разговаривали как с живым, его трогали и одевали, и никого это не пугало.

Начавшаяся в викторианскую эпоху мода на посмертные фотографии окончательно выродилась во время самой кровавой войны 20 века.

Фотографии мертвых детей 19 века

Детская смертность в 19 веке была очень высокой. Зачастую посмертные фото детей были единственным напоминанием об умершем ребенке.

Довольно часто живых детей фотографировали вместе с умершей сестрой или братом. Для придания реалистичности мертвым открывали глаза. Чтобы придать живой вид активно применялись румяна и белила. В руки вставляли букет из живых цветов. Одевали усопших в лучшую одежду.

Иногда мертвых детей фотографировали так, как будто они уснули.

Посмертные фото девушек в гробу

Этот мальчик, казалось бы, просто стоит посреди комнаты и нехотя позирует фотографу. На самом деле он давно умер, а его голову из-под занавески держит невидимая рука.

Существовала еще отдельная мода фотографировать умерших в положении стоя. Чтобы это сделать применялись специальные металлические держатели, невидимые на фотографии.
На фото изображена мертвая девушка
На этой фотографии изображен Джон О’Коннор через два года после своей смерти. Спустя пять дней его захоронили.