Приобретение автомобиля через комиссионный магазин. Наказ: Об утверждении Правил торговли транспортными средствами и номерными агрегатами Торговля транспортными средствами

Тема 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАНЦИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Виды производственной деятельности

Основными видами деятельности СТОА являются:

Предпродажная подготовка и продажа АТС;

ТО и гарантийный ремонт автомобилей в течение гарантийного периода эксплуатации;

Послегарантийные ТО и текущий ремонт;

Капитальный ремонт узлов и агрегатов.

Целью предпродажной подготовки является предоставление по­купателю исправного и подготовленного к эксплуатации АТС.

Техническое обслуживание, в том числе в гарантийный период эксплуатации, - это комплекс профилактических работ, направлен­ных на предупреждение отказов, неисправностей и восстановление значений регулировочных параметров агрегатов, узлов и систем, уста­новленных изготовителем.

По периодичности, перечню и трудоемкости работ техническое обслуживание подразделяется на следующие виды:

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

Периодическое техническое обслуживание (ПО);

Сезонное обслуживание (СО).

Ежедневное обслуживание предусматривает выполнение уборочно- моечных работ, обеспечивающих поддержание надлежащего внеш­него вида АТС, и заправочных работ.

Периодическое техническое обслуживание, предусматривающее. выполнение определенного перечня работ через установленный изготовителем пробег АТС, подразделяется на следующие виды:

Обслуживание по талонам сервисных книжек, в которых указан перечень операций и периодичность их проведения (для легковых и некоторых грузовых автомобилей);

Первое (ТО-l) и второе (ТО-2) технические обслуживания (для грузовых автомобилей и автобусов отечественного производства). В этом случае перечень операций и периодичность устанавлива­ются изготовителем и приводятся в инструкции по эксплуатации АТС.

Техническое обслуживание может выполняться владельцем АТС или проводиться на СТОА.

Сезонное обслуживание предусматривает выполнение работ по подготовке АТС к зимней или летней эксплуатации.

Ремонт автотранспортных средств и их элементов включает в себя разборочно-сборочные, слесарные, механические, медницкие, сва­рочные, жестяницкие, обойные, окрасочные и другие работы. В со­ответствии с назначением, характером и объемом выполняемых ра­бот ремонт подразделяется на гарантийный, текущий (TP) и капи­тальный (КР).

Гарантийный ремонт заключается в проведении работ по устра­нению заводских дефектов и их последствий. Сроки его проведения устанавливаются в зависимости от трудоемкости, но не более 10 ра­бочих дней. Осуществляется он предприятием-изготовителем или его дилерскими СТОА.

Текущий ремонт предназначен для устранения возникших отка­зов и неисправностей выполнением необходимых работ по восста­новлению или замене:

У агрегатов - отдельных деталей или узлов, кроме базовых;

У автотранспортных средств - отдельных деталей, узлов или агре­гатов.

На предприятиях автотехобслуживания капитальный ремонт пол­нокомплектных автотранспортных средств не проводится. Капиталь­но ремонтируют только агрегаты в тех случаях, когда базовая деталь нуждается в замене или ремонте, требующем полной разборки агре­гата, а также когда работоспособность агрегата не может быть вос­становлена посредством проведения текущего ремонта.

Организация торговли автомобилями

Покупка и продажа новых автотранспортных средств регулирует­ся Правилами продажи отдельных видов товаров, Перечнем товаров длительного пользования, на которые не распространяется требова­ние покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ре­монта или замены аналогичного товара и Перечнем непродоволь­ственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Эти документы, утвержден­ные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 и разработанные в соответствии с Законом Россий­ской Федерации «О защите прав потребителей», регулируют отно­шения между покупателями и продавцами при продаже автотран­спортной техники, номерных агрегатов и запасных частей.

Перед заключением торговой сделки продавец должен предоста­вить покупателю необходимую информацию об имеющихся в про­даже марках и моделях автомобилей, а в случае необходимости ока­зать квалифицированную помощь в выборе нужной модели автомо­биля.

После того как покупатель ознакомился в демонстрационном зале со всеми выставленными на продажу автомобилями и сделал выбор, он должен оплатить стоимость приобретаемого товара. Оплата про­изводится либо в кассе предприятия, либо по безналичному расчету на основании выписанного счета на оплату автомобиля. Все расчеты производятся только в рублях и с применением контрольно-кассовых аппаратов. Покупателю на руки выдается кассовый чек на полную сумму внесенных денежных средств.

После оплаты покупатель становится владельцем автомобиля и забирает приобретенное транспортное средство.

На проданный автомобиль продавец должен выдать покупателю:

Сервисную книжку;

Инструкцию о порядке ухода и руководство по эксплуатации;

Набор инструментов, входящий в комплект транспортного сред­ства, если таковой предусмотрен изготовителем (на это следует обратить особое внимание);

Документы, удостоверяющие право собственности на автомото- транспортное средство и необходимые для регистрации его в ор­ганах ГИБДД (договор купли-продажи автомобиля или справка- счет, паспорт транспортного средства и временный регистраци­онный знак «Транзит»), На новые автомобили при наличии до­говора купли-продажи временный регистрационный знак «Тран­зит» не выдается;

Акт приемки-сдачи (форма акта произвольная).

Выдачей и оформлением акта приемки-сдачи завершается выпол­нение договора купли-продажи АТС.

При продаже номерного агрегата (двигателя, шасси, кузова, рамы) покупателю выдаются:

Предусмотренная изготовителем техническая документация (опи­сание);

Товарный (кассовый) чек или иной документ, удостоверяющий факт получения денег;

Документ, удостоверяющий право собственности на данный агре­гат, необходимый для регистрации его в органах ГИБДД.

В случае утраты покупателем документа, удостоверяющего право собственности на транспортное средство или номерной агрегат, про­давец обязан по заявлению владельца и предъявлению им паспорта или другого документа его заменяющего выдать новый документ с пометкой «Дубликат» с указанием серии, номера и даты ранее вы­данного документа.

При торговле новыми автомобилями может применяться несколь­ко схем продаж: во-первых, за полную стоимость по наличному или Ос (наличному расчету; во-вторых, в кредит; в-третьих, в лизинг.

Некоторые продавцы при торговле используют систему trade-in. В этом случае происходит частичное погашение стоимости нового автомобиля за счет сдачи подержанного.

В случае покупки в кредит передача покупателю приобретенного автомобиля производится при оплате не менее 20... 30 % его стоимо­сти.

Как правило, за пользование кредитом банк берет 10... 13 % годо­вых в валюте и 16...22 % в рублях. Время погашения кредита зависит от финансовых возможностей покупателя автомобиля. Обычно оно составляет от полугода до пяти лет и прописывается в кредитном до­говоре. Принято считать, что размер ежемесячного взноса не должен превышать 40 % от дохода покупателя.

Кроме выплат по процентам и погашения суммы кредита поку­пателя также ожидают и другие затраты. Стоимость перечисления денег из банка в автосалон всегда оплачивает клиент. Оформление кредитного договора и открытие клиентского счета также во многих банках является платной операцией. Может взиматься еще и комис­сия за ведение кредитного счета.

Если кредит открывается в валюте, то все расходы на конверта­цию и разницу курсов ложатся на плечи заемщика. Поэтому, несмо­тря на то что процентная ставка по рублевому кредиту выше, имен­но такой кредит может оказаться более выгодным. Это необходимо отдельно рассчитывать в каждом конкретном случае.

Иногда наблюдаются случаи кредита на покупку автомобиля под 0 % годовых. В этом случае проценты оплачивает не клиент, а чаще всего - продавец автомобилей. Обычно такие кредиты выдаются на срок не более шести месяцев. Выплачиваемые банку проценты за это время невелики, и автосалон ради привлечения дополнитель­ных клиентов и увеличения продаж готов гасить их из собственной прибыли.

Однако бывает, что стоимость кредита изначально закладывается в цену автомобиля. Чтобы избежать такого обмана, прежде чем со­глашаться на заманчивое предложение, необходимо сравнить цены в разных компаниях, торгующих автомобилями с разными условия­ми кредитования. Если стоимость автомобиля по «нулевому» креди­ту не дороже, чем у конкурентов по обычным условиям, то обмана в этом случае нет.

Также стоит учесть, что автомобиль, купленный в кредит, будет обязательно застрахован по программе КАСКО. Средняя стоимость страховки составляет примерно 10 % от стоимости автомобиля.

Те, кому автомобиль нужен как средство заработка, например так­систы, могут воспользоваться третьим вариантом продажи - лизин­говой сделкой.

Под лизингом понимают имущественные отношения, при кото­рых одна организация (пользователь) обращается к другой (лизин­говой компании) с просьбой приобрести необходимое имущество и передать его ей во временное пользование. Возникают отношения между тремя участниками: изготовителем, лизинговой компанией и пользователем (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Схема отношений при лизинге

Лизинговая компания приобретает автомобиль у изготовителя на основании договора купли-продажи, а затем сдает его на основании договора о передаче (договор лизинга) во временное пользование.

Главенствующую роль при лизинге играют отношения по времен­ному использованию имущества, а отношения купли-продажи оста­ются вспомогательным звеном. Хотя именно они служат основой возникновения лизинговых отношений.

Изготовитель и лизинговая компания, заключая договор купли- продажи, выступают в качестве продавца и покупателя. Но когда по­купатель предоставляет свое имущество во временное пользование на основе договора лизинга, то он снимает с себя ответственность за качество товара, и эту ответственность уже несет продавец. Ли­зинговая компания, оставаясь юридическим собственником имуще­ства, никакого отношения к нему фактически не имеет. Пользова­тель, эксплуатируя автомобиль и выполняя все связанные с этим обязанности (техобслуживание, страхование, ремонт), не имеет на него права.

Договор лизинга похож на договор аренды. Отличие заключается в том, что в договор лизинга может быть включено условие о воз­можной покупке пользователем эксплуатируемого автомобиля. В этом случае пользователь может быть потенциальным покупателем.

Основной обязанностью лизинговой компании становится предо­ставление автомобиля во временное пользование, а основными обязанностями пользователя являются своевременная выплата периодических платежей и поддержание автомобиля в исправном состоя­нии. Пользователь не имеет права передавать кому-либо автомобиль без согласия лизинговой компании. К тому же он обязан застрахо­вать его на срок действия контракта.

Для организации предприятия по торговле автотранспортными средствами и номерными агрегатами в Москве необходимо иметь в наличии следующие документы:

1. Акт государственной приемки.

2. Проект здания и план БТИ с указанием помещений, предназначенных для хранения спецпродукции ГИБДД, а также схему расположения датчиков и извещателей охранно-пожарной сигнализа­ции.

3. Договор аренды земельного участка.

4. Договор аренды или свидетельство о праве собственности на помещение, в котором размещается предприятие.

5. Устав предприятия.

6. Свидетельство о регистрации предприятия.

7. Свидетельство из государственной налоговой инспекции о по­становке предприятия на учет.

8. Свидетельство о регистрации кассовых аппаратов.

9. Разрешение местных органов управления (управ районов) на торговлю и открытие объектов питания при наличии собственных пунктов питания для сотрудников и клиентов.

10. Медицинские книжки сотрудников магазина, пункта пита­ния.

11. Договор с отделом вневедомственной охраны об охране поме­щений, предназначенных для хранения и выдачи спецпродукции ГИБДД.

12. Акты обследования помещений предприятия:

Заключение районного ЦГСЭН;

Заключение районного управления Госпожнадзора МЧС Рос­сии.

13. Технические условия подключения электроэнергии, воды и канализации.

14. Список сотрудников с указанием паспортных данных, место­жительства, занимаемой должности и домашнего телефона. Образцы подписей, оттиски печатей организации и служебные телефоны.

15. Приказ руководителя предприятия о назначении ответствен­ных лиц за поступление, расходование и хранение спецпродукции ГИБДД и бланков строгой отчетности.

Так как дилерская СТОА кроме продажи автомобилей предостав­ляет услуги по ТО и ремонту, необходим дополнительный перечень документации:

Перечень услуг, которые оказывает предприятие;

Сертификат соответствия на виды оказываемых услуг;

Сертификаты соответствия на оборудование;

Том предельно допустимых выбросов (ПДВ);

Проект размещения лимитов отходов;

Договора на вывоз и утилизацию отходов;

Формы заказов-нарядов на ремонтируемые автомобили. Спецпродукцией ГИБДД являются документы строгой отчетно­сти: справки-счета, временные регистрационные знаки «Транзит», паспорта транспортных средств.

В других регионах Российской Федерации согласно постановле­ниям местных органов власти при организации торгового предпри­ятия к указанному перечню могут быть добавлены дополнительные документы.

Перед продажей автомобилей продавец должен провести их пред­продажную подготовку. Целью такой подготовки является предостав­ление покупателю технически исправного, подготовленного к экс­плуатации автотранспортного средства без повреждений, вызванных транспортировкой и хранением, а также без отклонений от норм в работе агрегатов и систем.

На средних и крупных СТОА, осуществляющих продажу автомо­билей, предпродажная подготовка проводится на специализирован­ном производственном участке, а на малых СТОА - на рабочих по­стах в зоне ТО и ремонта.

Предпродажная подготовка предусматривает проведение следую­щих работ:

Проверка уровней масла, охлаждающей, тормозной и иных тех­нических жидкостей в агрегатах и системах автотранспортного средства и при необходимости их дозаправка. Устранение течи масла и технических жидкостей, вызванных нарушением герме­тичности соединений;

Проверка и при необходимости регулировка натяжения ремней привода генератора, вентилятора, компрессора (для автомобилей с пневматическим приводом тормозов) и масляного насоса высо­кого давления (для автомобилей с гидроусилителем рулевого управления);

Проверка уровня и плотности электролита и при необходимости доведение их до нормы;

Проверка давления воздуха в шинах и при необходимости доведе­ние его до нормы;

Проверка состояния и крепления защитных чехлов шарниров рав­ных угловых скоростей, рулевого механизма, шарниров рулевых тяг и подвески;

Проверка крепления колес;

Проверка системы питания на герметичность, контроль содержа­ния вредных веществ в отработавших газах. Проверка легкости пуска и устойчивости работы двигателя на различных частотах вращения коленчатого вала;

Проверка фиксации наконечников на клеммах АКБ, а также вы­соковольтных проводов на клеммах катушки и свечей зажигания, электронного коммутатора и датчика-распределителя;

Проверка действия привода и свободного хода педали сцепления;

Проверка действия рабочего, стояночного тормозов и свободного хода педали тормоза;

Проверка работы агрегатов и систем, механизмов и приборов АТС на ходу или на стенде;

Удаление внешней консервации, очистка кабины, кузова, салона, грузовой платформы, мойка и сушка АТС;

Осмотр автотранспортных средств, выявление наружных повреж­дений (проверка состояния дверей, кузова (кабины), сидений,

стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, опере­ния);

Проверка надежности закрывания капота, багажника, дверей, крышки наливной горловины топливного бака, исправности зам­ков дверей, работы стеклоподъемников, замков и втягивающих устройств ремней безопасности, регулирующих устройств сиде­ний и подголовников;

Проверка действия стеклоочистителей, омывателей, устройств обо­грева и обдува стекол;

Проверка и при необходимости регулировка установки фар;

Проверка работоспособности контрольно-измерительных прибо­ров (приборов освещения, световой и звуковой сигнализации);

Проверка на автомобилях инвалидных модификаций работоспо­собности специальных и дополнительных механизмов;

Проверка наличия технической документации, инструмента и ком­плектующих изделий.

Обнаруженные дефекты и неисправности, в том числе которые не входят в приведенный перечень, устраняются. При этом все ра­боты, в том числе и регулировочные, выполняются предприятием, проводящим предпродажную подготовку, а оплачиваются они вино­вной стороной согласно коммерческому акту, составленному с уча­стием представителя завода-изготовителя.

Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также последнему абзацу ст.17 Федерального закона от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в целях обеспечения безопасности движения на территории РФ торговля транспортными средствами и номерными агрегатами подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования данного вида деятельности установлен Положением о лицензировании торговли транспортными средствами и номерными агрегатами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.11.1999 N 1227. В п.3 Положения определено, что под торговлей транспортными средствами (автомобилями, автобусами, мотоциклами и иными устройствами, предназначенными для перевозки по дорогам людей, грузов или установленного на них оборудования) и номерными агрегатами (деталями и принадлежностями) понимается их:
1) поставка (оптовая торговля);
2) розничная купля - продажа (розничная торговля);
3) продажа транспортных средств и номерных агрегатов, принятых на комиссию (комиссионная торговля), соответствующих кодам 501, 503, 504 и 515 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности продукции и услуг (коды ОКДП - 501 "Продажа автомобилей", 503 "Продажа деталей и принадлежностей для автомобилей", 504 "Продажа, техническое обслуживание и ремонт мотоциклов, продажа деталей и принадлежностей для мотоциклов", 515 "Оптовая торговля машинами, оборудованием и производственными материалами").
Для получения лицензии ее соискатели представляют лицензирующему органу ряд документов, среди которых заявление о том, какой вид торговли транспортными средствами (оптовый, розничный, комиссионный или их сочетание) конкретный соискатель намерен осуществлять (пп."а" п.6 Положения). Кроме того, представляется заключение органов государственного надзора и контроля о соответствии территории, помещений и оборудования, используемых при торговле транспортными средствами, требованиям стандартов (пп."д" п.6 Положения).
На наш взгляд, подобные требования Положения свидетельствуют о том, что государство устанавливает обязательность лицензирования фактической торговли транспортными средствами, поскольку только в этом случае лицензирование может обеспечить соблюдение установленных нормативно - правовыми актами требований и условий, касающихся, в частности, безопасности дорожного движения, под которой согласно ст.2 Закона о безопасности движения понимается деятельность по предупреждению причин возникновения дорожно - транспортных происшествий.
Таким образом, по нашему мнению, предприятию, приобретающему грузовые и легковые автомобили у изготовителей, но не занимающемуся их непосредственной реализацией, а передающему их на комиссию, подобная лицензия не нужна.
Дополнительным аргументом к сказанному является п.73 Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", согласно которому от обложения налогом на приобретение автотранспортных средств освобождаются предназначенные для дальнейшей перепродажи автомобили независимо от наличия у их приобретателя лицензии на торговлю транспортными средствами.
Подписано в печать Ю.Камфер

10.04.2001 "АКДИ "Экономика и жизнь", 2001, N 4

Российским законодательством предусмотрено большое количество разновидностей коммерческих отношений. В числе таковых — комиссионная продажа непродовольственных товаров.

Данный вид активностей регулируется отдельными источниками права. Какова специфика комиссионной торговли в РФ? Каким образом фиксируются относящиеся к ней финансовые операции в

Законодательный источник правил

Рассмотрим правила комиссионной торговли непродовольственными товарами с точки зрения регулирующего законодательства. Основной нормативно-правовой акт, который их устанавливает — Постановление правительства № 569 от 6.06.1998 г. Данный источник коррелирует также с Законом «О защите прав потребителей».

Таким образом, комиссионная торговля — это деятельность, которая регулируется на уровне федерального уровня. Изучим структуру базового источника, определяющего правила соответствующего типа коммерческих активностей, — Постановления № 569.

Общие положения

Основные понятия, утвержденные рассматриваемым правовым актом - «комиссионер», «комитент» и «покупатель». Законодательство регулирует отношения, в которых участвуют три указанных субъекта. Рассмотрим сущность указанных терминов подробнее.

Комиссионер, в соответствии с Постановлением правительства № 569 — это организация или ИП, которые принимают те или иные товары на комиссию и продают их в розничном формате. Комитент - это человек, который отдает товар под комиссию с последующей целью продажи при участии комиссионера и выплате ему вознаграждения. Покупатель - это гражданин, который намеревается купить или фактически приобретающий товары для своих нужд, которые не связаны с предпринимательскими активностями.

Комиссионная торговля возможна, если в ней участвуют как граждане РФ, так и иностранцы либо лица, не имеющие подданства в отношении какого-либо государства. В отношении комитента образуется на продукцию, которая принята под комиссию — до тех пор, пока он не продаст ее покупателю. Иной порядок реализации права собственности может быть предусмотрен отдельными нормами гражданского законодательства.

Комиссионер несет ответственность перед комитентом на предмет сохранения потребительских Он также обязан информировать комитентов и покупателей относительно наименования своей компании, ее адреса, режима работы путем размещения вывески. Аналогично человек в статусе ИП должен предоставлять заинтересованным лицам данные, отражающие факт государственной регистрации фирмы.

Прием товаров

Рассмотрим то, как осуществляется прием товаров в рамках комиссионных коммуникаций. На что обращать внимание в первую очередь? В соответствии с соглашениями между комиссионером и комитентом, прием товара должен осуществляться посредством составления отдельного документа. Чаще всего это договор комиссионной торговли. Также он может дополняться накладными и иными типами источников. В документе, о котором идет речь, фиксируются дата его составления, номер, информация о сторонах сделки, порядок перечисления комиссионного вознаграждения, его потребительские характеристики и цена. Также в структуру источника могут быть включены дополнительные пункты, которые не должны ущемлять законные права комитента. В случае если осуществляется передача нескольких товаров, то формируется их перечень, который должен быть отражен в договоре.

Торговля транспортными средствами

Комиссионная торговля транспортными средствами осуществляется по особым правилам. Так, автомобили, мотоциклы и иные типы техники, которые подлежат обязательной государственной регистрации, могут быть приняты на комиссию, только если в распоряжении продавца окажутся документы, подтверждающие право собственности в отношении них, а также источники, по которым можно определить факт снятия транспортных средств с учета. Законодательство РФ также предписывает оформление для автомобилей временных знаков типа «транзит». Если транспортное средство иностранного происхождения, и его владелец находится в РФ временно, то комиссионная торговля в этом случае возможна, только если в наличии будут необходимые документы, выданные таможней.

Какие товары не принимаются под комиссию?

Есть товары, которые не могут приниматься под комиссию. В общем случае это все те изделия, которые изъяты из оборота в РФ, а также те, продажа которых ограничена или полностью запрещена российскими властями. Невозможна торговля комиссионным товаром, если они не подлежат возврату либо обмену. Нельзя продавать лекарственные средства, предметы гигиены, парфюмерию и косметику, нижнее белье, носки, бытовую химию. Таким образом, комиссионная торговля непродовольственными товарами в достаточной мере осложнена в силу наличия законодательных ограничений.

Оформление товара на продажу

Рассмотрим некоторые нюансы, касающиеся корректного оформления изделия на продажу. Прежде всего, к нему должен быть прикреплен ярлык. Если товар имеет небольшой размер, то это ценник, в котором фиксируется номер документа, имеющий отношение к процедурам приема изделия на комиссию.

Как мы отметили выше, в ряде случаев может формироваться отдельный перечень продаваемых предметов. Если это так, то ярлык для соответствующего типа товаров должен включать сведения, которые описывают потребительские свойства изделия. Например, то, является ли оно новым или, наоборот, было в употреблении. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами предписывают продавцам сообщать достоверные сведения об изделиях покупателям.

Права и обязанности участников сделки

Изучим такой аспект, как права и обязанности участников правоотношений, о которых идет речь — комитента и комиссионера. На что здесь можно обратить особое внимание? В соответствии с постановлением Правительства № 569, комитент имеет право в любой момент отказаться от исполнения контракта, заключенного с комиссионером. То есть он может аннулировать поручение, данное партнеру. Но при этом комиссионер имеет право требовать возмещения возникших вследствие расторжения договора убытков. Комитент должен в сроки, которые указаны в договоре, начать распоряжаться собственным имуществом, которое временно находится в ведении комиссионера. Если он этого не сделает, то комиссионер может отдать товар на хранение — и оплачивать этот сервис будет комитент, либо продать, но по цене, которая должна быть как можно более выгодной для партнера.

Определение цены товара и величины вознаграждения комиссионера

Ключевой, возможно, нюанс соответствующего типа коммерческих отношений — определение цены товара, который идет под комиссию, а также величины вознаграждения, который должен заплатить своему партнеру комитент. Правила торговли комиссионными товарами не включают каких-либо рекомендаций, касающихся определения цены реализуемой продукции. Партнерам в любом случае придется договариваться в индивидуальном порядке. Что касается вознаграждения, то оно в любом случае должно быть выплачено комиссионеру. Но вполне возможен вариант, при котором величина соответствующей компенсации не зафиксирована в договоре. В этом случае размер вознаграждения определяется исходя из общепринятых в конкретном сегменте рынка показателей.

Как осуществляется продажа

Выше мы рассмотрели, каковы базовые требования к товару, выставленному на продажу — это наличие ценников и иных элементов, информирующих покупателя о свойствах приобретаемых им изделий. Теперь мы можем рассмотреть то, каким образом осуществляется продажа товаров, которые приняты на комиссию, более подробно. На что здесь полезно обратить внимание?

Правила, в соответствии с которыми осуществляется комиссионная предписывают соответствующим субъектам рассматриваемых коммерческих активностей запускать товар в продажу на следующий рабочий день после того, как он принят. Если этого не произойдет, то комитент вправе рассчитывать на неустойку от партнера. При этом она приличная — 3% от суммы, которая должна быть уплачена комиссионеру в качестве вознаграждения. При этом партнеры могут договориться о более высоких величинах неустойки.

Комиссионер обязан продать товар на условиях, которые в наибольшей степени выгодны для его партнера. Соответствующие критерии могут быть определены самим комитентом и зафиксированы в договоре, а если они будут отсутствовать — нужно руководствоваться принятыми в конкретном сегменте бизнеса обычаями. При этом комиссионер может отклониться от установленных критериев, если это будет в интересах партнера, а также при условии, что согласовать изменения по объективным причинам не представляется возможным. Однако как только продавец выйдет с комитентом на связь, он должен проинформировать его о соответствующих корректировках в политике продаж.

Если в распоряжение комиссионера попадает новый товар, и в нем обнаруживаются недостатки, которые не были замечены в процессе оформления его в продажу, то соответствующее изделие должно быть возвращено партнеру. Стороны могут договориться и об ином порядке взаимодействия по подобным вопросам. Если изделие возвращается комитенту, то никакой компенсации за хранение своего имущества он комиссионеру не выплачивает.

Гарантия и возврат

Товары, имеющие должны иметь документы, подтверждающие его. Это может быть соответствующего типа талон, техпаспорт или, например, сервисная книжка от производителя. Если покупатель купил некачественное изделие и при этом не был предупрежден о его недостатках комиссионером, то он может потребовать замену товара на аналогичный, продукцию другого бренда (с пересчетом цены), уменьшения стоимости, проведения немедленного ремонта либо возмещения издержек на исправление недостатков изделия.

Вместе с тем законодательством определено, что покупатель также вправе потребовать возврата уплаченных за изделие денежных средств. Одновременно, разумеется, он должен возвратить товар продавцу. Мы вполне можем отметить, что гражданин, приобретающий комиссионные товары, имеет достаточно широкий спектр прав.

Продаются ли услуги по комиссии?

Возможна ли комиссионная торговля услугами? В соответствии с ГК РФ, в рамках соответствующего механизма правоотношений могут заключаться любые законные сделки. Договор комиссии возможен как для товаров, так и для сервисов.

Однако, заключая подобные контракты, стороны сделки должны в большей степени руководствоваться положениями именно Гражданского кодекса РФ, в частности его 51-й статьи, а не Постановлением № 569, которое регулирует только один из аспектов комиссионных отношений — а именно оборот непродовольственных товаров в соответствующем формате.

Бухгалтерское сопровождение

Рассмотрим другой примечательный аспект, которым характеризуется комиссионная торговля — бухгалтерский учет. Что нас будет интересовать в первую очередь? Финансовые расчеты — элемент, который практически всегда включает в себя комиссионная торговля. Проводки, таким образом, должны быть корректными. Изучим их специфику.

Принятие товаров по договорам соответствующего типа фиксируется следующей проводкой:

  • Дебет 004, то есть «Товары, принятые на комиссию».

Если необходимо отразить в бухучете списание реализованных изделий, их возврат либо уценку, то необходимо зафиксировать следующую проводку:

  • Кредит 004.

Если речь идет о записи в бухгалтерские реестры факта поступления наличных средств в кассу как результата продажи принятых товаров либо за услуги по их хранению, то необходимо осуществить следующие проводки:

  • Дебет 50, то есть "Касса".
  • Кредит 90, то есть «Продажи», затем субсчет 1 «Выручка» (отражается величина денежных поступлений за проданные изделия).
  • Кредит 91, то есть «Прочие доходы и расходы» (отражаются расчеты за хранение товаров).

Бухгалтеру также необходимо начислить НДС по проданным изделиям. Это нужно сделать посредством следующих проводок:

  • Дебет 90, то есть «Продажи», затем субсчет 3, то есть «НДС».
  • Кредит 68, то есть «Расчеты по налогам и сборам».

Если речь идет о списании издержек, то это фиксируется в следующих проводках:

  • Кредит 44, то есть «Расходы на продажу».

Перечисление комитентам финансовых средств за проданные изделия необходимо отразить посредством следующей проводки:

  • Дебет 90, то есть «Продажи», затем субсчет 2, то есть «Себестоимость продаж».
  • Кредит 76, то есть «Расчеты с дебиторами и кредиторами».

Перед бухгалтером может быть поставлена задача - сопоставить обороты по дебету и кредиту соотносительно с показателями субсчета по счету 90, чтобы определить финансовые итоги от продажи товаров. Каким образом ее решить? С помощью следующих проводок:

  • Дебет 90, то есть «Продажи», затем субсчет 9, то есть «Прибыль или убыток от продаж».
  • Кредит 99, то есть «Прибыли и убытки».

В некоторых случаях комитенты должны получать неустойку. Она фиксируется в проводках:

  • Дебет 91, то есть «Прочие доходы и расходы».
  • Кредит 50, то есть «Касса».

Такова специфика, которой характеризуется комиссионная торговля. Бухгалтерский учет по ней ведется в соответствии со стандартизованными критериями. Соответствующие коммерческие правоотношения имеют устойчивую законодательную базу. Если бухгалтеру нужно зафиксировать те или иные финансовые операции, которые включает в себя комиссионная торговля, проводки, предусмотренные для этого, вполне доступны и логичны.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г. N 822 "Об утверждении Положения о лицензировании розничной торговли грузовыми автомобилями и специальными транспортными средствами, автобусами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3465);

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 851 "О дополнении Положения о лицензировании розничной торговли грузовыми автомобилями и специальными транспортными средствами, автобусами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3749);

Пункт 9 изменений и дополнений, вносимых в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 866 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 32, ст. 3910).

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ТОРГОВЛИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

И НОМЕРНЫМИ АГРЕГАТАМИ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования торговли транспортными средствами и номерными агрегатами, осуществляемой организациями независимо от их организационно - правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями.

2. Под торговлей транспортными средствами и номерными агрегатами понимается их поставка (оптовая торговля), розничная купля - продажа (розничная торговля), а также продажа транспортных средств и номерных агрегатов, принятых на комиссию (комиссионная торговля), соответствующие кодам 501, 503, 504 и 515 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (далее именуется - торговля транспортными средствами).

3. Под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или установленного на нем оборудования (автомобили, автобусы, мотоциклы и иные автомототранспортные средства, самоходные машины для сельскохозяйственных, дорожных, мелиоративных, строительных и иных работ, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

Под номерным агрегатом понимается двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси (рама), кузов (кабина) автомототранспортного средства или самоходной машины, а также коробка передач и мост самоходной машины.

4. Лицензирование торговли транспортными средствами осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяемые в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации (далее именуются - лицензирующие органы).

5. Обязательными условиями торговли транспортными средствами являются:

а) соблюдение лицензиатом законодательства Российской Федерации (в том числе требований к продаже транспортных средств и номерных агрегатов), выполнение обязательных требований государственных стандартов, а также экологических, санитарно - эпидемиологических, противопожарных норм и правил (далее именуются - стандарты);

б) наличие у лицензиата необходимой территории, помещений и оборудования, соответствующих требованиям стандартов, а также системы охраны территории и помещений;

в) проведение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю, предпродажной подготовки транспортных средств и номерных агрегатов в соответствии с установленными изготовителем объемами работ, а также подтверждение соответствия оказываемых услуг по предпродажной подготовке требованиям стандартов.

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

наименования и организационно - правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке;

фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя);

вида торговли транспортными средствами (оптовая, розничная, комиссионная или их сочетание), которую соискатель лицензии намерен осуществлять, и срока, в течение которого она будет осуществляться;

б) копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;

копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;

в) справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления;

д) заключения соответствующих органов государственного надзора и контроля о соответствии территории, помещений и оборудования, используемых при торговле транспортными средствами, требованиям стандартов.

7. Все документы, представленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов.

Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. За рассмотрение лицензирующим органом заявления взимается плата в 3-кратном минимальном размере оплаты труда, установленном федеральным законом.

За рассмотрение заявлений соискателей лицензий, которыми являются организации Вооруженных Сил Российской Федерации, взимается плата, равная 0,3 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Суммы платы за рассмотрение заявлений зачисляются в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

9. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятом решении в течение 3 дней после его принятия.

Уведомление о выдаче лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа направляется (вручается) соискателю лицензии.

В случае отказа в выдаче лицензии плата за рассмотрение лицензирующим органом заявления возврату не подлежит.

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, производится в течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.

10. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в 10-кратном минимальном размере оплаты труда, установленном федеральным законом.

Для соискателей лицензий, являющихся организациями Вооруженных Сил Российской Федерации, лицензионный сбор устанавливается равным одному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом.

Суммы лицензионного сбора зачисляются в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

11. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

б) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

12. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.

13. Соискатель лицензии при обжаловании в административном порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Независимая экспертиза проводится за счет соискателя лицензии.

14. Заявление о несогласии с отказом в выдаче лицензии и о проведении независимой экспертизы соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган, который формирует комиссию из независимых экспертов. В состав комиссии не могут входить работники лицензирующего органа.

Список членов комиссии направляется заявителю, который в случае несогласия с ее составом вправе представить в лицензирующий орган мотивированное возражение против привлечения каких-либо экспертов к участию в экспертизе.

Соискатель лицензии имеет право присутствовать на заседании комиссии.

15. Комиссия в течение 30 дней со дня получения заявления рассматривает представленные документы, осуществляет проверку возможности соблюдения соискателем лицензии установленных лицензионных требований и условий и готовит экспертное заключение об обоснованности решения лицензирующего органа.

Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о решении комиссии в течение 3 дней со дня его принятия.

При принятии комиссией решения о соответствии представленных документов и соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган обязан в течение 3 дней рассмотреть вопрос о выдаче лицензии. В случае повторного отказа в выдаче лицензии соискатель вправе обратиться в суд. При этом расходы по проведению независимой экспертизы относятся на счет лицензирующего органа.

16. В лицензии указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) для юридического лица - наименование и место нахождения (с указанием места нахождения территориально обособленных объектов);

для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность;

в) лицензируемый вид деятельности (виды торговли, перечень выполняемых работ и оказываемых услуг с указанием соответствующих кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг);

г) срок, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

д) лицензионные требования и условия осуществления данного вида деятельности;

е) идентификационный номер налогоплательщика;

ж) регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче;

з) дата выдачи лицензии.

17. Лицензия подписывается руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия - заместителем руководителя) и заверяется печатью.

18. Бланки лицензии являются документами строгой отчетности и имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги. Приобретение, учет и хранение указанных бланков осуществляет лицензирующий орган.

19. Лицензия выдается на срок не менее 3 лет. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньший срок.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии производится лицензирующим органом в порядке, установленном для ее получения.

20. При осуществлении торговли транспортными средствами на нескольких территориально обособленных объектах лицензиату одновременно с лицензией выдаются заверенные ее копии с указанием места нахождения каждого объекта.

21. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения, изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае утраты лицензии лицензиат - юридическое лицо или его правопреемник либо индивидуальный предприниматель обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

Переоформление лицензии осуществляется в течение 5 дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.

До переоформления лицензии лицензиат осуществляет свою деятельность на основании ранее выданной лицензии и расписки лицензирующего органа о приеме документов на ее переоформление.

При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.

За переоформление лицензии взимается плата, равная 0,1 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Средства от взимания указанной платы зачисляются в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

22. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии в случае:

а) выявления лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти (в пределах их компетенции) нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;

б) невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

23. Помимо случаев приостановления действия лицензии, указанных в пункте 22 настоящего Положения, в период до 1 января 2005 г. лицензирующий орган субъекта Российской Федерации приостанавливает действие на своей территории лицензии, выданной лицензирующим органом другого субъекта Российской Федерации, также в случае, если:

а) лицензия не зарегистрирована на данной территории;

б) лицензиат не выполняет требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления соответствующего вида деятельности на данной территории.

Лицензирующий орган субъекта Российской Федерации в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении по указанным в настоящем пункте основаниям либо возобновлении действия лицензии письменно информирует об этом лицензирующий орган субъекта Российской Федерации, выдавший лицензию, государственные надзорные и контрольные органы и лицензиата.

24. Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной:

а) в случае неуплаты в течение 3 месяцев лицензионного сбора;

б) с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации (за исключением преобразования) либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

25. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

26. Основанием для аннулирования лицензии является:

а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

в) незаконность решения о выдаче лицензии.

27. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления о ее аннулировании доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с соответствующим обоснованием не позднее чем через 3 дня со дня принятия решения.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

28. Срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, устанавливается лицензирующим органом и не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

На период приостановления действия лицензии лицензиат обязан сдать в лицензирующий орган лицензию и ее копии (при осуществлении деятельности на территориально обособленных объектах).

После устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, он направляет в лицензирующий орган заявление о возобновлении действия лицензии.

Лицензирующий орган в течение 20 дней со дня получения заявления осуществляет проверку устранения лицензиатом указанных нарушений и по результатам проверки принимает решение о возобновлении либо невозможности возобновления действия лицензии.

О принятом решении лицензирующий орган в 3-дневный срок обязан уведомить государственные надзорные и контрольные органы и лицензиата.

При возобновлении действия приостановленной лицензии плата не взимается.

29. Торговля транспортными средствами, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться только на территории этого субъекта Российской Федерации. На территории другого субъекта Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующего органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) применяется при государственной регистрации индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц.

В 2015 году используется справочник ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) с расшифровкой кодов. Он был принят Постановлением Госстандарта России от 06 ноября 2001 г. № 454-ст. С 1 января 2016 года вступает в силу ОКВЭД 2 (версия ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), утвержденный приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст.

Структура ОКВЭД

Справочник состоит из 17 разделов, обозначенных латинскими буквами (A-Q) и 16 подразделов (СА, СВ, DA-DN). Они разбиты на более мелкие классы, подклассы, группы, подгруппы и виды, представленные в виде двух-шести арабских цифр, разделенных точками.

Код группировок видов экономической деятельности имеет следующую структуру:

  • XX - класс;
  • ХХ.Х - подкласс;
  • ХХ.ХХ - группа;
  • ХХ.ХХ.Х - подгруппа;
  • ХХ.ХХ.ХХ - вид.

Выбор кодов ОКВЭД

При регистрации новой организации возникает вопрос подбора видов экономической деятельности. Важно знать, что все они выбираются строго по кодам ОКВЭД.

Чтобы найти нужный код, сначала стоит определиться со сферой деятельности организации (например, текстильное производство), затем разыскать необходимый раздел или подраздел (к примеру, DB). Дальше углубляться в класс, подкласс, группу, подгруппу и вид, пока не будет определен конкретный вид экономической деятельности.

  • Подбор кода не зависит от формы собственности организации: они идентичны для ИП, ООО, ЗАО.
  • Выбранный код должен состоять не менее, чем из 4 цифр, т.е. являться наименованием группы (XX.XX), подгруппы (XX.XX.X) или вида (XX.XX.XX).
  • В учредительных документах можно указывать неограниченное количество кодов (желательно не более 20 штук).
  • При регистрации указывается один основной код (профильной деятельности организации) и дополнительные (неосновные занятия или деятельность в ближайшей перспективе).
  • При выборе видов экономической деятельности следует помнить, что некоторые из них требуют лицензирования.
  • В любой момент можно вносить изменения в список кодов (добавлять или исключать).

Инструкция

Для облегчения подбора вида экономической деятельности организован поиск по наименованию или по коду. Также реализована возможность добавления интересующих позиций в сохраненные для дальнейшего просмотра либо вывода на печать кодов с расшифровкой.