Презентация по химии на тему аэрозоли. Презентация для урока химии "дисперсные системы в медицине". Это дисперсные системы, в которых размер частиц фазы

Слайд 2

Агрегатное состояние

Агрегатное состояние - состояние вещества, характеризующееся определёнными качественными свойствами, способностью или неспособностью сохранять объём и форму:

  • Газообразное
  • Жидкое
  • Твердое
  • Плазма
  • Жидкие кристаллы
  • Слайд 3

    Вещества

    • Чистые вещества
    • Смеси
  • Слайд 4

    Смеси

    Смесь - система, состоящая из двух или более веществ.

    • Гомогенная. Если все вещества находятся в одинаковых агрегатных состояниях. Дисперсные системы
    • Гетерогенная. Если все вещества находятся в разных агрегатных состояниях. Растворы.
  • Слайд 5

    Смеси и дисперсные системы

    Можно ли назвать раствором:

    • смесь металлических стружек?
    • сплав двух металлов?

    Главное отличие смесей от растворов и дисперсных систем – в размере частиц компонентов.

    • Если размер частиц менее 10-5 см, то такую систему называют раствором или дисперсной системой.
    • Если размер частиц более 10-5 см, то такую систему называют гомогенной или гетерогенной смесью.
  • Слайд 7

    Растворители

    Растворитель, это компонент, агрегатное состояние которого не изменилось при образовании раствора. Либо, в случае веществ, находящихся в одном и том же состоянии, растворитель - это компонент, которого больше.

    Раствор = растворитель + растворимое вещество

    Состав стекла:

    • 75% оксид кремния (SiO2)
    • 25% примеси (оксиды натрия, железа, алюминия, красители и т.д.)
  • Слайд 8

    Дисперсные системы

    Дисперсные системы - гетерогенные смеси, в которых одно вещество в виде очень маленьких частиц равномерно распределено в объёме другого.

    Например, дым костра. Микрочастицы пепла равномерно распределены в объеме воздуха. Пепел –твердое вещество; воздух – газообразное. Система в целом – гетерогенная.

  • Слайд 9

    Дисперсная система

    Дисперсная система = дисперсионнная среда (Вещество, которого больше) + дисперсная фаза (Вещество, которого меньше)

    • Туман – дисперсная система.
    • Из каких веществ она состоит?
    • В каких агрегатных состояниях они находятся?
    • Какое вещество является дисперсионной средой, а какое дисперсной фазой?
  • Слайд 10

    Газообразное состояние (дисперсионная среда)

    • Газообразное состояние (дисперсная фаза). Газообразный раствор или аэрозоль. Бытовой газ – раствор этана и пропана (7%) в метане (93%)
    • Твердое вещество (дисперсная фаза)
    • Жидкость (дисперсная фаза). Пыли и дымы. Песчаная буря - взвесь (пыль) песка (SiO2) в воздухе.
    • Туманы и аэрозоли. Освежитель воздуха – аэрозоль ароматизированной жидкости в воздухе.
  • Слайд 11

    Жидкость (дисперсионная среда)

    • Газообразное состояние (дисперсная фаза). Пены и газированные жидкости. Взбитые сливки
    • Твердое вещество (дисперсная фаза). Золи, гели, пасты. Масляная краска.
    • Жидкость (дисперсная фаза). Жидкий раствор или эмульсия или коллоидный раствор
  • Цель:

    • Познакомить учащихся с многообразием дисперсных систем, их классификациями, значением в природе и жизни человека.
    • Привлечь внимание учащихся к дисперсным системам большой практической значимости: суспензиям, эмульсиям, коллоидным растворам, истинным растворам, аэрозолям, пенам;

    Учебные задачи

    • Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль; сотрудничать; использовать компьютер, ноутбук, интерактивную доску).
    • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета.
    • Формирование умений внимательно изучать состав и правила использования веществ, используемых в повседневной жизни человека, экологическую грамотность.

    Воспитательные задачи:

    • Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;
    • Воспитывать культуру речи, трудолюбие.
    • Продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду;

    Развивающие задачи:

    • Расширение представлений учащихся о веществах, их формах существования и специфических свойствах.
    • Развивать умение использовать химическую терминологию;
    • Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);
    • Развивать интересы, способности личности;
    • Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
    • Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно - познавательную компетентность учащихся.

    Предварительная подготовка к уроку:

    • Постановка проблемы
    • Задания группам для самостоятельной работы
    • Организация самостоятельной групповой деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время;
    • Создание слайдовой презентации;
    • Выступления учащихся на конференции

    Оборудование

    • образцы различных дисперсных систем: различные аэрозоли, водоэмульсионные краски, вода, растительное масло, молоко, сметана, кремы, зубные пасты, майонез, газированные напитки и др.

    Урок №1. Понятие дисперсных систем, их виды

    В природе очень редко встречаются чистые вещества. Смеси различных веществ в разных агрегатных состояниях образуют гетерогенные и гомогенные системы, которые называются дисперсными.

    Ставим цель: Познакомиться с таким состоянием вещества как дисперсная система, выяснить как классифицируются дисперсные системы и каково их значение в природе и жизни человека.

    Даем определение дисперсной фазы, дисперсной среды (слайды №2, 3)

    Существуют классификации д. с. по разным признакам:

    1. сочетание агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы;

    2. величина частиц веществ, составляющих дисперсную фазу

    Для того, чтобы понять, как многообразны дисперсные системы и каково из значение, мы заслушиваем результаты работы групп, подготовивших проекты о разных видах дисперсных систем.

    Слово 1 группе. Аэрозоли.

    Первая группа рассказывает об эмульсиях, их особенностях, классификациях, устойчивости, эмульгаторах, способах их разрушения, значении. (слайды 5-16).

    Затем первая группа проводит повторение по вопросам (слайд №17)

    Вторая группа выступает с рассказом о суспензиях (слайды18-33).

    Затем обсуждаем вопросы, подготовленные второй группой (слайд № 34).

    Третья группа рассказывает о пенах, их структуре, видах, свойствах, применении (слайды36-48). После чего, обсуждаем вопросы (слайд 49).

    Урок №2

    Четвертая группа выступает с сообщением об аэрозолях (слайды 50-70). Сначала рассказ о классификациях (52-58), областях применения (60-65), особое внимание обращаем на то, что бывают токсичные аэрозоли (60), значение биологических аэрозолей (59), на экологические проблемы связанные с использованием аэрозолей (65-69).

    Затем обсуждаем вопросы по этому разделу (слайд 71)

    Пятая группа характеризует коллоидные системы, их отличия от грубодисперсных систем (74-76), демонстрируют Эффект Тиндаля, значение этих систем(78-80).

    Вопросы представлены на слайде 81.

    Шестая группа кратко характеризует истинные растворы (слайды 4, 82-90)

    На следующем уроке планируется более детальное знакомство с истинными растворами и способами выражения концентрации растворенных в них веществ.

    Презентацию можно использовать и на уроках, построенных по другому принципу

    Домашнее задание: параграф 10, упр 10-14 стр.41-41

    Дисперсные системы В природе и практической жизни человека встречаются не отдельные вещества, а их системы. Важнейшими из них являются дисперсные системы – гетерогенные системы, в которых одно вещество равномерно распределено в виде частиц внутри другого вещества.

    Виды дисперсных систем Дисперсные системы делятся на грубодисперсные, тонкодисперсные, коллоидные. Грубодисперсные системы - это непрозрачные системы. Частицы видны невооруженным глазом, отстаиваются, у жидкостей видна граница раздела. Грубодисперсные системы делятся на эмульсии (молоко, лимфа, нефть) - суспензии (мел + вода, известковое молоко + вода, глина + вода) Коллоидные растворы занимают промежуточное положение между тонкодисперсными и грубодисперсными системами.

    То вещество, которое присутствует в меньшем количестве и распределено в объеме другого, называют дисперсной фазой. Она может состоять из нескольких веществ. Вещество, присутствующее в большем количестве, в объеме которого распределена дисперсная фаза, называют дисперсионной средой. Между ней и частицами дисперсной фазы существует поверхность раздела, поэтому дисперсные системы называют гетерогенными (неоднородными). И дисперсионную среду, и дисперсную фазу могут представлять вещества, находящиеся в различных агрегатных состояниях - твердом, жидком и газообразном.

    По величине частиц веществ, составляющих дисперсную фазу, дисперсные системы делят на грубодисперсные (взвеси) и тонкодисперсные (коллоидные растворы или коллоидные системы). Если же вещество раздроблено до молекул или ионов размером менее 1 нм, образуется гомогенная система - раствор. Она однородна, поверхности раздела между частицами и средой нет.

    Взвеси Взвеси - это дисперсные системы, в которых размер частиц фазы более 100 нм. Это непрозрачные системы, отдельные частицы которых можно заметить невооруженным глазом. Дисперсная фаза и дисперсионная среда легко разделяются отстаиванием. Такие системы разделяют на: эмульсии суспензии аэрозоли

    эмульсии (и среда, и фаза - нерастворимые друг в друге жидкости). Это хорошо известные вам молоко, лимфа, водоэмульсионные краски и т. д.; суспензии (среда - жидкость, а фаза - нерастворимое в ней твердое вещество). Это строительные растворы взвешенный в воде речной и морской ил, живая взвесь микроскопических живых организмов в морской воде - планктон и т. д.; аэрозоли - взвеси в газе мелких частиц жидкостей или твердых веществ. Различают пыли, дымы, туманы.

    Коллоидные системы Коллоидные системы - это такие дисперсные системы, в которых размер частиц фазы от 100 до 1 нм. Эти частицы не видны невооруженным глазом, и дисперсная фаза и дисперсионная среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом. Их подразделяют на золи (коллоидные растворы) и гели (студни).

    Коллоидные растворы, или золи. Это большинство жидкостей живой клетки (цитоплазма, ядерный сок - кариоплазма, содержимое органоидов и вакуолей) и живого организма в целом (кровь, лимфа, тканевая жидкость, пищеварительные соки, гуморальные жидкости и т. д.). Такие системы образуют клеи, крахмал, белки, некоторые полимеры.

    Вторая подгруппа коллоидных систем - это гели, или студни, представляющие собой студенистые осадки, образующиеся при коагуляции золей. К ним относят большое количество полимерных гелей, столь хорошо известные вам кондитерские, косметические и медицинские гели (желатин, холодец, желе, мармелад, торт «Птичье молоко») и конечно же бесконечное множество природных гелей: минералы (опал), тела медуз, хрящи, сухожилия, волосы, мышечная и нервная ткани и т. д.

    Растворы Растворы всегда однофазны, то есть представляют собой однородный газ, жидкость или твердое вещество. Это связано с тем, что одно из веществ распределено в массе другого в виде молекул, атомов или ионов Растворы называют истинными, если требуется подчеркнуть их отличие от коллоидных растворов. Раствором называют гомогенную систему, состоящую из двух и более веществ.

    Растворы- это гомогенные (однофазные) системы, состоящие из двух и более компонентов (составных частей) и продуктов их взаимодействия. Например: раствор серной кислоты состоит из растворителя – воды, растворённого вещества – кислоты и продуктов их взаимодействия – гидратированных ионов: H +, HSO 4 -, SO 4 2-.












    Дисперсные системы состоят как минимум из двух компонентов: 1. которая играет роль растворителя и, следовательно, является непрерывной фазой; 1. дисперсионной среды, которая играет роль растворителя и, следовательно, является непрерывной фазой; 2. дисперсной фазы, играющей роль растворённого вещества.




    Дисперсная система Агрегатное состояние дисперсионной среды дисперсной фазы Чугунтв Плазма кровижж Известковый раствор тв Облакагж Освежитель воздуха, выпущенный из баллончика гж Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию образующих их веществ




    100 нмэмульсиисуспензииаэрозоли тонкодисперсные (коллоидные)- р.ч. 1-100 нм гели золи Классификация дисперсных систем по величине частиц, составляющих дисперсную фазу" title="Дисперсные системы грубодисперсные- р.ч. >100 нмэмульсиисуспензииаэрозоли тонкодисперсные (коллоидные)- р.ч. 1-100 нм гели золи Классификация дисперсных систем по величине частиц, составляющих дисперсную фазу" class="link_thumb"> 13 Дисперсные системы грубодисперсные- р.ч. >100 нмэмульсиисуспензииаэрозоли тонкодисперсные (коллоидные)- р.ч нм гели золи Классификация дисперсных систем по величине частиц, составляющих дисперсную фазу 100 нмэмульсиисуспензииаэрозоли тонкодисперсные (коллоидные)- р.ч. 1-100 нм гели золи Классификация дисперсных систем по величине частиц, составляющих дисперсную фазу"> 100 нмэмульсиисуспензииаэрозоли тонкодисперсные (коллоидные)- р.ч. 1-100 нм гели золи Классификация дисперсных систем по величине частиц, составляющих дисперсную фазу"> 100 нмэмульсиисуспензииаэрозоли тонкодисперсные (коллоидные)- р.ч. 1-100 нм гели золи Классификация дисперсных систем по величине частиц, составляющих дисперсную фазу" title="Дисперсные системы грубодисперсные- р.ч. >100 нмэмульсиисуспензииаэрозоли тонкодисперсные (коллоидные)- р.ч. 1-100 нм гели золи Классификация дисперсных систем по величине частиц, составляющих дисперсную фазу"> title="Дисперсные системы грубодисперсные- р.ч. >100 нмэмульсиисуспензииаэрозоли тонкодисперсные (коллоидные)- р.ч. 1-100 нм гели золи Классификация дисперсных систем по величине частиц, составляющих дисперсную фазу">


    Эмульсия – это дисперсная система с жидкой дисперсионной средой и жидкой дисперсной фазой (прямая, обратная). Суспензия – это дисперсная система с жидкой дисперсионной средой и твердой дисперсной фазой (паста, взвесь). Аэрозоли – это дисперсная система, в которой дисперсионной средой является газ, а дисперсной фазой – жидкость.

































    Эффект Тиндаля - рассеяние света при прохождении светового пучка через оптически неоднородную среду. Обычно наблюдается в виде светящегося конуса (конус Тиндаля), видимого на тёмном фоне. Назван по имени открывшего его Дж. Тиндаля.. Слева – раствор крахмала, справа - вода


    Роль дисперсных систем Для химии наибольшее значение имеют дисперсные системы, в которых средой является вода и жидкие растворы. Природная вода всегда содержит растворённые вещества. Природные водные растворы участвуют в процессах почвообразования и снабжают растения питательными веществами. Сложные процессы жизнедеятельности, происходящие в организмах человека и животных, также протекают в растворах. Многие технологические процессы в химической и других отраслях промышленности, например получение кислот, металлов, бумаги, соды, удобрений протекают в растворах.


    Список использованных источников: 1)Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа,)Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа,)Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 класс. Базовый уровень. Рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа,)Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd c9c11/75924/?interface=pupil&class=54&subject=31&onpage=20&page=2

    Дисперсные системы в медицине

    Подготовила Богданова Евгения студентка102 гр.

    Руководитель Иванова О.В.








    • Дисперсионные методы основаны на измельчении твердых веществ механическим путем (в ступке, мельницах и т. п.) с помощью ультразвука и другими способами.
    • Конденсационные методы основаны на процессах, укрупнения более мелких частиц до размеров частиц, требуемых - для получения суспензии. К этим методам относятся: метод коагуляции и химические методы (в результате реакций обменного разложения и др.).

    • Эмульсии - однородная по внешнему виду лекарственная форма, состоящая из взаимно нерастворимых тонко диспергированных жидкостей, предназначенных для внутреннего, наружного и парентерального применения.


    Различают два типа эмульсий:

    Если дисперсной фазой является масло. А дисперсионной средой вода, то эмульсия относится к первому типу, «масло в воде».

    В эмульсии типа «вода – масло» дисперсной фазой является вода, а дисперсионной средой масло. Эмульсии первого типа называются первыми, а второго типа – обратными.