Столовая: учет затрат от сырья до готового блюда. Столовая предприятия. Организуем учет Порядок отражения в учете себестоимости готовых блюд

В статье рассмотрены вопросы, связанные с выпуском готовых блюд и их реализацией в бюджетном учреждении. В частности, освещены особенности: – калькулирования стоимости готовых блюд; – применения наценки при расчете цены готовой продукции, выпускаемой в столовой образовательного учреждения; – отражения на счетах бухгалтерского учета операций по формированию стоимости готовой продукции и ее реализации.

Многие бюджетные учреждения имеют в своем составе структурные подразделения – столовые, в которых организуется изготовление готовых блюд для питания сотрудников и студентов (учащихся). Предоставление питания осуществляется за плату, при этом размер наценки регулируется нормативно-правовыми актами субъекта РФ. В статье мы рассмотрим вопросы, связанные с выпуском готовых блюд и их реализацией в бюджетном учреждении.

Продукция столовых общественного питания, реализуемая за плату, в целях бухгалтерского учета является готовой продукций и учитывается на счете 0 105 37 000 «Готовая продукция – иное движимое имущество учреждения» (п. 121 Инструкции № 157н). Рассмотрим особенности учета и реализации готовой продукции.

Нормативно-плановая готовых блюд

Особенности учета готовой продукции приведены в п. 38 – 48 Инструкции № 174н .

Одной из таких особенностей является то, что принятие к учету готовой продукции осуществляется по плановой (нормативно-плановой) себестоимости на дату ее выпуска. Выбытие готовой продукции при ее отпуске заказчику отражается также по плановой (нормативно-плановой) себестоимости.

На практике часто возникает вопрос: как определяется нормативно-плановая себестоимость готовых блюд общественного питания? Разъяснения по данному вопросу представлены в Письме Минфина РФ от 22.04.2016 № 02-07-05/23495 (далее – Письмо № 02-07-05/23495). В нем чиновники финансового ведомства отметили следующее. Особенность ценообразования в общественном питании заключается в том, что себестоимость каждой единицы выпускаемой продукции (блюда) не определяется. Однако для каждого изделия собственного производства рассчитывается цена реализации. Цены реализации блюд определяются методом калькуляции на основании указанных в сборниках рецептур норм закладки сырья.

  • Сборник технологических нормативов издания 1994 – 1997 годов;
  • Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий кухонь народов России издания 1992 года;
  • Сборник рецептур блюд диетического питания издания 1988 года;
  • Сборник рецептур мучных кондитерских и хлебобулочных изделий издания 1986 года;
  • Сборник «Торты, пирожные, кексы, рулеты» издания 1978 года.

Кроме того, бюджетные учреждения могут использовать аналогичные сборники, выпущенные позднее, или изготавливать новые и фирменные изделия только в случаях разработки стандартов предприятий (СТП), технических условий (ТУ) и технико-технологических карт (ТТК) на них.

При разработке технико-технологических карт и стандартов предприятий (СТП) организациям общественного питания следует руководствоваться Разъяснениями МВЭС РФ от 12.07.1997 (Временный порядок разработки и утверждения технико-технологических карт на блюда и кулинарные изделия и Порядок разработки, рассмотрения и утверждения стандартов предприятий).

Как отмечают специалисты Минфина (Письмо № 02-07-05/23495), с учетом того, что бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, определенная калькуляционным способом цена реализации изделия собственного производства является нормативно-плановой себестоимостью.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету операций в общественном питании утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций». Расчет продажных цен на блюда и изделия предприятиями общественного питания (столовыми) производится в калькуляционных карточках (ф. ОП-1), выпуск всех блюд на конкретный день – на основании плана-меню (ф. ОП-2).

Рассмотрим пример калькуляции готового блюда.

В меню столовой запланировано приготовление салата «Летний» (раскладка 25 Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, 1996). Калькуляция блюд осуществляется по I колонке раскладки. Расчет калькуляции составлен 01.07.2016.

Весовые нормы продуктов в сборниках рецептур блюд даны по брутто и нетто.

При брутто показывают вес необработанного сырья, то есть то количество сырья, которое необходимо взять для приготовления данного блюда, а при нетто – вес сырья непосредственно в готовом блюде.

Представим необходимые данные раскладки 25 в таблице.

Наименование продукта

Брутто (г)

Картофель молодой

Огурцы свежие

Помидоры свежие

Лук зеленый

Фасоль стручковая консервированная или горошек зеленый

Яйца (шт.)

* Масса вареного очищенного картофеля.

Цены реализации блюд определяются по нормам закладки брутто. Соль и специи включают в калькуляцию по нормам закладки по сборнику рецептур блюд.

Расчет стоимости блюда (кулинарного изделия) производится исходя из стоимости сырья (с учетом наценки), расходуемого на 100 порций блюд или 10 кг кулинарных изделий. Затем делением общей суммы стоимости набора сырья на 100 (или 10) определяется цена одной порции (или 1 кг изделия).

Цена продажи блюда (кулинарного изделия) сохраняется впредь до изменения сырьевого набора блюда (кулинарного изделия) или стоимости сырья. При изменении сырьевого набора (стоимости сырья) новая цена продажи исчисляется в следующей свободной графе калькуляционной карточки. Калькуляционные карточки регистрируются в специальном ре­естре.

Правильность исчисления цены продажи блюда (кулинарного изделия) подтверждается подписями заведующего производством и лица, составляющего калькуляцию, и утверждается руководителем организации.

Рассчитаем стоимость одной порции салата «Летний».

Порядковый номер калькуляции, дата утверждения

№ 10
от 01.07.2016

Наименование продукта

Норма, кг

Цена, руб.

Сумма, руб.

Картофель молодой

Огурцы свежие

Помидоры свежие

Лук зеленый

Фасоль стручковая консервированная

Горошек зеленый консервированный

Яйца (шт.)

Общая стоимость сырьевого набора на 100 блюд

Стоимость блюда

Наценка 50%*

Цена продажи блюда, руб. коп.

Выход одного блюда в готовом виде, г

* Устанавливается в соответствии с нормативно-правовым актом субъекта РФ.

Выпуск всех блюд на конкретный день определяется на основании плана-меню (ф. ОП-2). Меню составляется ежедневно в одном экземпляре заведующим производством накануне дня приготовления пищи, утверждается руководителем организации.

Предположим, что в столовой бюджетного учреждения 18 июля 2016 года планируется изготовить винегрет, борщ, блины картофельные с мясом и луком и т. д. При приготовлении готовых блюд используется Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, 2003. Общая сумма выпуска готовых блюд за 18.07.2016 составила 25 653 руб.

В плане-меню указываются наименования (графа 2) и номера (графа 4) блюд по сборнику рецептур или техническим условиям. Блюда в плане-меню записываются в следующей последовательности: закуски, первые блюда, вторые блюда, напитки, комплексные обеды и т. д.

Руководствуясь планом выпуска готовых блюд, 17 июля 2016 года заведующий производством утвердил следующий план-меню:

Номер по порядку

Блюдо и гарнир

Количество

Цена продажи, руб. коп.

Сумма, руб. коп.

Наименование и краткая характеристика

Номер блюда по сборнику рецептур, ТТК, СТП

Выход одного блюда, г

Винегрет овощной

Блины с мясом и луком

Далее отметим, что нормативно-плановая себестоимость продукции общественного питания за месяц будет рассчитана на основании всех планов-меню по столовой, составленных заведующим производством, которые будут сданы в бухгалтерию учреждения.

Предположим, что за июль 2016 года нормативно-плановая себестоимость изготовленной продукции общественного питания составила 196 800 руб. Вся продукция реализована покупателям.

Наценка, применяемая при расчете калькуляции готового блюда

Как было отмечено, нормативно-плановая себестоимость готовой продукции общественного питания определяется на основе калькуляции. В расчете конкретного блюда участвует наценка на сырьевой набор продуктов.

В соответствии с Методикой учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности, утвержденной Роскомторгом 12.08.1994 № 1-1098/32-2, уровень наценок определяется и утверждается самостоятельно руководителем организации, если они не регулируются местными органами. Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право регулировать наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях. Например, в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.06.2001 № 55 установлены следующие предельные уровни единой наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания (независимо от форм собственности) при общеобразовательных школах и учреждениях начального профессионального образования на территории Ленинградской области:

  • на покупные товары в мелкой расфасовке промышленного производства, реализуемые без дополнительной обработки (молоко, молочнокислые продукты, соки, кондитерские изделия), – 25%;
  • на хлеб и хлебобулочные изделия промышленного производства – 30%;
  • на продукцию собственного производства предприятий общественного питания, производимую на средства, предусмотренные в бюджетах муниципальных образований на текущий год и направляемые на льготное или бесплатное питание учащихся, а также на средства учащихся, работников общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования на основе абонементного обслуживания скомплектованными рационами – 47%.

В соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 20.05.2010 № 282 предельная наценка (включая торговую надбавку) на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, расположенных на территории Нижегородской области, составляет не более 50% к ценам приобретения сырья и покупных товаров.

Таким образом, при расчете продажной цены готовых блюд столовой бюджетному учреждению необходимо при установлении размера наценки руководствоваться нормативно-правовыми актами субъекта РФ.

Фактическая себестоимость готовых блюд

Фактическая себестоимость готовой продукции складывается из фактических затрат учреждения, которые определяются по окончании месяца (п. 122 Инструкции № 157н, Письмо № 02-07-05/23495). При этом все произведенные затраты подразделяются на прямые, накладные и общехозяйственные, для учета которых применяются соответствующие счета бухгалтерского учета (п. 58 Инструкции № 174н):

  • 2 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
  • 2 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
  • 2 109 80 000 «Общехозяйственные расходы».

Перечень прямых расходов определяется в учетной политике. Отметим, что при выпуске продукции общественного питания прямыми расходами будут стоимость сырьевого набора продуктов питания, участвующих в приготовлении блюда, поваров и отчисления с нее во внебюджетные фонды, амортизация основного оборудования.

Расходы на оплату коммунальных услуг (электро-, тепло-, газо­снабжение и т. д.), услуг связи являются накладными. Если в столовой установлены счетчики электропитания, на водо- и теплоснабжение, то данный вид расходов может перейти в состав прямых затрат.

Затраты, связанные с процессом управления учреждением, попадают в разряд общехозяйственных расходов. Например, заработная плата руководителя организации и других специалистов администрации будут являться общехозяйственными расходами.

Если накладные и общехозяйственные расходы (в части себестоимости готовой продукции, работ, услуг) не могут быть прямо отнесены на выпуск продукции, то они распределяются косвенным образом, как правило, пропорционально каким-либо показателям (установленным базам). Они относятся на себестоимость услуг через расчетные коэффициенты. Основанием для распределения накладных (общехозяйственных) расходов могут быть прямые материальные затраты, заработная плата основного персонала и т. д. (п. 134, 135 Инструкции № 157н). Способ распределения накладных и общехозяйственных расходов закрепляется в учетной политике бюджетного учреждения.

Все операции по распределению фактических затрат на себестоимость конкретных видов готовой продукции подлежат документальному оформлению справками (ф. 0504833) с приложением расчетов их распределения.

Корреспонденции счетов по формированию себестоимости приведены в п. 60 – 62 Инструкции № 174н. Представим их в таблице:

Пункт Инструкции № 174н

Сформирована себестоимость в части прямых затрат

на приобретение продуктов питания

на выплату заработной платы поварам

на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды

на приобретение основных средств стоимостью до 3 000 руб.

Сформирована себестоимость в части накладных расходов

на оплату коммунальных услуг

на оплату услуг связи

Списаны накладные расходы на себестоимость готовой продукции

Списаны общехозяйственные расходы на себестоимость готовой продукции

* Применяются соответствующие группа и код вида синтетического счета.

** Применяется соответствующая статья или подстатья ­КОСГУ (211 – 226, 271, 272, 290).

Учет отклонений от фактической себестоимости готовых блюд

Как мы уже говорили, фактическая себестоимость готовой продукции определяется по окончании месяца (п. 122 Инструкции № 157н). При этом возникающие отклонения фактической себестоимости от плановой (нормативно-плановой) учитываются следующим образом:

1. В случае превышения фактической себестоимости над нормативно-плановой себестоимостью:

2. В случае превышения плановой (нормативно-плановой) себестоимости над фактической себестоимостью операции, указанные выше, отражаются способом «красное сторно».

Далее хотелось бы обратить внимание на следующую особенность. Поскольку нормативно-плановая себестоимость продукции общественного питания определяется как цена ее реализации, то в учете бюджетного учреждения будут иметь место в большинстве случаев только бухгалтерские записи, отражаемые способом «красное сторно».

Рассмотрим пример.

В столовой бюджетного учреждения в июле 2016 года изготовлено 10 600 блюд. Нормативно-плановая себестоимость выпущенной готовой продукции составила 120 000 руб. Фактические расходы на приготовление блюд – 100 000 руб. Вся продукция была реализована покупателям.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией № 174н сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Принята к учету готовая продукция по нормативно-плановой себестоимости

Списана готовая продукция с учета при отпуске ее покупателям

Отражены фактические расходы на приготовление готовых блюд

Отражено превышение нормативно-плановой себестоимости продукции общественного питания над фактической себестоимостью (120 000 - 100 000) руб.

Реализация продукции общественного питания потребителям

Все столовые в бюджетных учреждениях с целью организации питания сотрудников, студентов (учащихся) обязаны придерживаться Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 (далее – Правила).

В соответствии с п. 20 Правил оплата готовой продукции общественного питания возможна как за наличный, так и за безналичный расчет. При этом в столовой учреждения потребителю должен быть выдан документ, подтверждающий оплату продукции общественного питания (кассовый чек, счет или другой).

Отметим, что расчеты по поступившим денежным суммам и отпущенные блюда проводятся с применением счета 2 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» (п. 21 Инструкции № 157н, п. 92 Инструкции № 174н).

Ниже представим корреспонденцию счетов по расчетам за отпущенную готовую продукцию столовой бюджетного учреждения.

Пункт Инструкции № 174н

Начислены доходы от реализации готовой продукции

Пункт 93, 150

Поступили денежные средства от реализации готовой продукции в кассу учреждения

Поступили денежные средства посредством использования банковской карты

Что касается вопросов налогообложения (в частности, исчисления НДС) реализации продукции общественного питания, необходимо отметить следующее. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Перечень операций, не признаваемых объектами обложения этим налогом, представлен в п. 2 данной статьи, а не подлежащих обложению НДС (освобожденных от налогообложения) – в ст. 149 НК РФ. Так, пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям.

Таким образом, выручка, полученная от реализации готовых блюд медицинским и образовательным учреждением, не будет облагаться НДС, в случае если блюда произведены непосредственно в столовой данных учреждений и реализованы в них.

Что касается применения специального налогового режима в виде уплаты ЕНВД, то отметим следующее. Согласно пп. 4 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД не переводятся учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, предусмотренной пп. 8 п. 2 данной статьи, если оказание услуг общественного питания:

  • является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений;
  • эти услуги оказываются непосредственно этими учрежде­ниями.

Таким образом, в отношении услуг общественного питания бюджетное медицинское, образовательное учреждение, учреждение, оказывающее социальные услуги, применяют общую систему налогообложения.

Рассмотрим пример.

В бюджетном образовательном учреждении установлен платежный терминал по безналичным расчетам за продукцию общественного питания столовой. Суммы, поступившие от потребителей через платежный терминал, перечисляются банком-эквайером на лицевой счет учреждения за вычетом комиссии банка, которая составляет 1% от суммы расчетов. За июль 2016 года реализовано готовых блюд на сумму 350 000 руб. Сумма, поступившая через кассу, составила 150 000 руб., через платежный терминал – 200 000 руб.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, доходы от реализации готовой продукции отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» ­КОСГУ. Расходы учреждения на оплату комиссионного вознаграждения банку-эквайеру относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» ­КОСГУ.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией № 174н сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Начислены доходы от реализации готовых блюд

Отражена выручка, поступившая через кассу столовой

Отражена выручка, поступившая через платежный терминал по безналичным расчетам

Поступила выручка на лицевой счет учреждения за минусом комиссионного вознаграждения

(200 000 руб. - (200 000 руб. x 1%))

Отражена уплата расходов на банковское вознаграждение*

Отражены расходы на уплату банковского вознаграждения

* Данную бухгалтерскую запись необходимо согласовать с учредителем, поскольку она отсутствует в Инструкции № 174н.

Кратко сформулируем основные выводы.

1. Учет готовой продукции осуществляется на счете 0 105 37 000 «Готовая продукция – иное движимое имущество учреждения».

2. Готовая продукция принимается к учету по нормативно-плановой себестоимости на дату выпуска. Аналогичным образом происходит ее списание при реализации заказчику. Нормативно-плановая себестоимость выпускаемых готовых блюд определяется посредством калькуляции.

3. Расчет продажных цен на блюда и изделия предприятиями общественного питания (столовыми) производится в калькуляционных карточках (ф. ОП-1), выпуск всех блюд на конкретный день – на основании плана-меню (ф. ОП-2).

4. Наценка на продукцию общественного питания определяется на основании нормативно-правового акта субъекта и утверждается приказом руководителя по учреждению.

5. Реализация готовой продукции общественного питания образовательными и медицинскими учреждениями не подлежит обложению НДС и не переводится на уплату ЕНВД.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

«Бухгалтерский учет», 2002 год, №5

Приобретение продуктов

Для учета приобретения и хранения продуктов на предприятии используется счет 41 "Товары", к которому открываются субсчета 41-1 "Товары на складах", 41-2 "Товары в розничной торговле", 41-3 "Тара под товаром и порожняя". На субсчете 41-1 учитывают наличие и движение товарных запасов, находящихся в кладовых организаций, оказывающих услуги общественного питания. На субсчете 41-2 учитывают наличие и движение товаров, находящихся в буфетах организаций, занятых общественным питанием, т.е. тех продуктов, которые не проходят через производственный цикл столовой, а приобретаются непосредственно для перепродажи. На этом же субсчете учитывается наличие и движение стеклянной посуды. На субсчете 41-3 учитывают наличие и движение тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды).

В торговле также применяется счет 42 "Торговая наценка", который предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары, если их учет ведется по продажным ценам.

Кроме того, необходимо ввести отдельный субсчет 4 к счету 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" для отражения сумм НДС по приобретенным материалам и товарам для столовой.

Рассмотрим пример учета приобретения товаров (табл. 1), здесь и далее данные условные.

Наименование операции Сумма, руб. Корреспон-
денция
счетов
Первичный документ
Д-т К-т
Оприходованы товары,
поступившие на склад
(в кладовую) от
поставщиков, без НДС.
100 41-1 60 Накладные от
поставщиков.
Отражена сумма НДС
по оприходованным
товарам.
20 19-4 60 Счет - фактура.
Оприходованы товары,
приобретенные у
населения.
50 41-1 71 Закупочный акт по ф. ОП-5.
Произведена наценка
на товар.
15 41-1 42 Накладные, акты
выполненных работ.
Учтены транспортные
расходы (если
согласно учетной
политике расходы
включаются в
стоимость товара).
5 41-1 76 Накладные, акты
выполненных работ.
Отражена сумма НДС
по расходам по
доставке товаров.
1 19-4 76 Счет - фактура
Оплачены товары
поставщику.
120 60 51 Платежное поручение
Оплачены услуги по
доставке товаров.
6 76 51 Платежное поручение

Приход товаров на склад столовой предприятия производится на основании документов поставщиков (накладных, счетов - фактур) либо, если производится закупка товаров у населения, на основании закупочных актов по ф. ОП-5 (Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 N 132). Отсутствие данной формы не позволяет увеличивать себестоимость на сумму продуктов, купленных у населения (необходимо при этом помнить, что данные о суммах, выплаченных физическим лицам, должны быть доведены до налоговых органов). Распорядительным документом по предприятию определяется процент наценки. Данный документ считается первичным учетным, что обязывает его иметь все обязательные реквизиты.

Формирование издержек обращения

Все расходы столовой собираются на счете 44 "Расходы на продажу" (табл. 2).

Наименование операции

Корреспонденция счетов

Первичный документ
Д-т К-т
Начислена заработная
плата персоналу столовой.
44 70 Ведомость начисления
заработной платы.
Произведено начисление единого социального налога. 44 69 Ведомость начисления
заработной платы.
Начислен налог на пользователей автодорог. 44 68 Бухгалтерская справка.
Износ оборудования. 44 02 Ведомость
амортизационных
начислений.
Арендная плата за производственные помещения. 44 76 Ведомость арендной
платы.
Расходы на ремонт, выполненный сторонними организациями. 44 76 Акты выполненных
работ.
НДС по расходам на ремонт. 19 76 Счета - фактуры
Расходы на ремонт, выполненный собственными силами. 44 10 (70, 69, 02) Внутренние дефектные
ведомости, сметы,
акты выполненных
работ.
Списание расходов на
коммунальные услуги
(топливо, газ,
электроэнергия).
44 76 Акты выполненных
работ.
НДС по расходам на
коммунальные услуги.
19 76 Счета - фактуры.
Списание расходов на
тару (ремонт,
перевозка, очистка и
дезинфекция тары и др.).
44 76 (70, 69) Акты выполненных
работ, ведомости
начисления зарплаты.

Кроме указанных расходов хотелось бы отметить особые статьи издержек обращения:

  • плата медицинским учреждениям (поликлиникам, санитарно - эпидемиологическим станциям) за медицинский осмотр работников общественного питания; стоимость мыла, аптечек, медикаментов, перевязочных средств и др.;
  • расходы на устройство и содержание комнат отдыха, кипятильников, баков, умывальников, душевых, раздевалок, шкафчиков для специальной одежды, сушилок и другого оборудования (предоставление этих услуг работающим связано с особенностями производства и предусмотрено коллективным договором);
  • расходы по ведению кассового хозяйства (расходы на кассовые рулонные марки, кассовые чеки, контрольно - кассовые ленты, стоимость красящей ленты и краски для печатающего механизма контрольно - кассовых машин, на инкассацию денежной выручки, плату сторонним организациям за обслуживание, технический надзор и уход за контрольно - кассовыми машинами и др.);
  • расходы на экспертизу и лабораторный анализ товаров, продуктов и пищи;
  • стоимость бумажных салфеток, бумажных скатертей, приборов одноразового пользования.

Формирование себестоимости продукции столовой и ее реализация

Для формирования себестоимости продукции столовой (непосредственно стоимости блюд) на предприятии открывается отдельный субсчет, например 20-1 "Основное производство столовой". Кроме этого, затраты столовой можно учитывать на отдельном счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", что также позволит предприятию отделить затраты, возникающие непосредственно по основному виду деятельности, от затрат столовой.

По дебету счета 29 отражаются прямые расходы, связанные с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств. Прямые расходы списываются на счет 29 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 29 с кредита счета 23 "Вспомогательные производства".

В учетной политике организация должна определить, на каком именно счете будут учитываться данные затраты. Если в столовой бесплатно питаются работники организации, то учет целесообразно вести на счете 29. Если же в столовой кроме сотрудников питаются представители сторонних организаций, то учет следует вести на счете 20 "Основное производство" (табл. 3).

Наименование
операции
Сумма, руб. Корреспонденция счетов Первичный документ
Д-т К-т
Переданы продукты
со склада в
столовую.
200 20-1 41-1 Накладная на
отпуск товара
по ф. ОП-4.
Списана стоимость
продуктов,
использованных
при производстве.
200 90-2 20-1 Акт о продаже и
отпуске изделий
кухни по
ф. ОП-11.
Получена выручка
в кассу.
300 50 90-1 Лента кассового
аппарата.
Списана сумма
наценки,
относящаяся на
реализованную
продукцию.
20 90-2 42 (сторно) На основании
специального
расчета.
Списаны издержки
обращения.
50 90-2 33 Бухгалтерская
справка.
Начислен налог на
добавленную
стоимость.
48 90-3 68-1 Бухгалтерская
справка.
Начислен налог с
продаж.
15 90-3 68-2 Бухгалтерская
справка.
Определен
финансовый
результат.
7 90-9 99 Бухгалтерская
справка.

При передаче продуктов со склада в производство составляется "Накладная на отпуск товара" по ф. ОП-4. Даже если в организации непосредственно нет помещения склада, то продукты предварительно складируются в помещении столовой, а уже потом передаются в производство. В дальнейшем данные накладной будут показаны в итоговом документе (наименование продуктов, количество и стоимость по учетным или продажным ценам).

Заведующий производством столовой ежедневно составляет "план - меню" по ф. ОП-2 на предстоящий рабочий день.

Стоимость блюд в плане - меню берется из калькуляционных карточек по ф. ОП-1. Калькуляционная карточка может составляться из расчета стоимости сырья на сто блюд для наиболее точного определения цены одного блюда. Правильность каждого расчета цены блюда подтверждается подписями заведующего производством и лица, составляющего калькуляцию, и утверждается руководителем организации.

"Акт о реализации и отпуске изделий кухни" ф. ОП-10 применяется в ресторанах, кафе и других организациях общественного питания, где используется форма расчетов с потребителями, позволяющая получить данные о реализации изделий кухни по наименованиям, количеству и стоимости.

"Акт о реализации готовых изделий кухни за наличный расчет" ф. ОП-12 применяется в организациях для количественно - стоимостного учета реализации готовых изделий кухни по каждому наименованию.

Для наиболее полного контроля в конце каждого рабочего дня заведующий производством должен составлять "Ведомость учета движения продуктов и тары на кухне (товарный отчет)" по ф. ОП-14 в стоимостном выражении. Остаток на начало дня в данную ведомость переносится из предыдущей ведомости или из инвентаризационной описи, если ведомость составляется после проведения инвентаризации. Приходная часть ведомости заполняется по данным приходных документов с указанием их номеров (в частности, накладных на отпуск товаров по ф. ОП-4). В расходную часть ведомости записываются итоговые данные актов реализации (продажи) готовых изделий за наличный расчет, а также данные отпуска по безналичному расчету (в буфеты, филиалы и др.), накладных на возврат продуктов и тары в кладовую. Остаток по учетным данным на конец дня определяют путем вычитания из прихода остатка суммы "Итого в расходе".

Должны также составляться следующие формы:

  • "Акт о бое, ломе и утрате посуды и приборов" по ф. ОП-8;
  • "Контрольный расчет специй и соли" по ф. ОП-13;
  • "Акт о передаче товаров и тары при смене материально ответственного лица" по ф. ОП-18.

Для расчета суммы наценки, относящейся к реализованному товару (реализованного наложения), применяется специальная методика расчета. Выглядит она следующим образом:

  1. Суммируются начальное сальдо и кредитовый оборот по счету 42 "Торговая наценка" (сумма А).
  2. Суммируются конечные остатки по счетам 41-1 "Товары на складах" и 20-1 "Основное производство столовой", кредитовый оборот по счету 20-1 (сумма Б).
  3. Определяется средний процент торговой наценки по формуле: А: Б x 100 .
  4. Определяется реализованное наложение: стоимость реализованной продукции умножается на средний процент торговой наценки.

Особо следует отметить, что в столовых помимо собственного производства происходит продажа различных продуктов без их обработки. В отличие от производственной деятельности столовой, данная операция является торговлей, и такие товары должны быть оприходованы на счет 41-2 "Товары в розничной торговле". В дальнейшем при их реализации будет сделана запись Д-т сч. 46, К-т сч. 41-2.

А. П.Голиков
Аудитор компании «Финансы М»

Организация бухгалтерского учета

Если столовая предприятия обслуживает только его работников , бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с ее деятельностью, ведут на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». По дебету этого счета собирают все расходы, непосредственно связанные с деятельностью столовой, по кредиту - списывают фактическую себестоимость оказанных услуг.

Если специалисты питаются за плату, то учет доходов и расходов от платных услуг организуют на счете 90 «Продажи». Если же обеды предоставляются бесплатно - стоимость фактически оказанных услуг списывается в дебет счетов учета затрат тех подразделений, работники которых ими обеспечивались (например, в дебет счета 20 «Основное производство»).

В ситуации, когда столовая оказывает услуги не только своим работникам , но и посторонним лицам, бухгалтерский учет также ведут на счете 29. Но только если работа столовой не является самостоятельным видом деятельности организации. Иначе учет услуг должен быть организован по правилам, предусмотренным для организаций общественного питания. То есть:

Себестоимость блюд формируют на счете 20 «Основное производство». Причем на этом счете учитываются только использованные при приготовлении продукты;
- продукты питания учитывают на счете 41 «Товары» (продукты, находящиеся на складе столовой, учитывают на субсчете «Товары на складах», а продукты в буфете - на субсчете «Товары в розничной торговле»);
- иные расходы (заработная плата, расходы на содержание столовой и т. д.) отражают на счете 44 «Расходы на продажу»;
- финансовый результат ежемесячно выявляют на счете 90 «Продажи». При этом, если расчеты с клиентами производятся наличными, счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» можно не использовать. В этом случае наличную выручку можно признавать прямой проводкой по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 90 «Продажи».

Нужно ли уплачивать «вмененный» налог?

Пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ определено, что предпринимательская деятельность в отношении оказания услуг общественного питания может быть переведена на уплату ЕНВД. А при каких обстоятельствах организации это необходимо сделать?

ПОЗИЦИЯ МИНФИНА РОССИИ

Мнение специалистов главного финансового ведомства однозначно: при соблюдении всех установленных законодательством критериев деятельность столовой должна быть переведена на ЕНВД. Причем независимо от того, работает она только для работников предприятия или в ней могут питаться и иные лица. Аргументы у Минфина России такие.

Если услуги питания оказываются за плату, в том числе путем ее удержания из заработка, то данная деятельность признается предпринимательской (письмо Минфина России от 17 апреля 2007 г. № 03-11-04/3/118). Причем она считается предпринимательской и в том случае, когда от деятельности столовой организация получает убыток. Ведь, как отметили финансисты в письме от 2 марта 2006 г. № 03-11-04/3/101, возможность применения ЕНВД не зависит от размера получаемого организацией дохода.

Также не влияет и источник (порядок финансирования) доходов. А потому даже в ситуации, когда организация полностью либо частично оплачивает работникам такое питание, деятельность столовой может быть переведена на ЕНВД (письма Минфина России от 29 сентября 2008 г. № 03-11-04/3/446, от 19 декабря 2007 г. № 03-11-04/3/505).

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что уплачивать ЕНВД с данной деятельности надо вне зависимости от того:
- несут ли работники затраты на оплату услуг питания сами или их оплачивает работодатель;
- получает ли организация прибыль от деятельности столовой или нет.

КРИТЕРИИ ПРИМЕНЕНИЯ ЕНВД

Для того чтобы определить, подлежит ли деятельность столовой переводу на уплату единого налога на вмененный доход, прежде всего необходимо уточнить площадь зала обслуживания посетителей. Если она превышает 150 кв. м, вопрос о применении «вмененки» отпадает автоматически (подп. 8 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ).

Применять ЕНВД не вправе организации:
- со среднесписочной численностью свыше 100 человек;
- с долей участия в уставном капитале других организаций более 25 процентов;
- отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков.

Такие требования содержат пункты 2 и 2.1 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЧИНОВНИКОВ НЕ БЕССПОРНА

Существует и альтернативная позиция. Она основана на том, что предпринимательской следует считать только ту деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Если же предприятие открыло столовую только для собственных работников, то можно говорить, что его цель - создание для специалистов более комфортных условий труда, обеспечение реализации их прав на отдых и питание, которые предусмотрены законодательством о труде. Причем это справедливо не только когда столовая фактически работает в убыток из-за низких цен, но и в случае, если цены на питание работников все же покрывают затраты и позволяют получать прибыль.

Вышеприведенные доводы подтверждаются наличием обширной положительной судебной практики - постановления ФАС Уральского округа от 2 февраля 2009 г. № Ф09-36/09-С2, ФАС Северо-Западного округа от 15 января 2009 г. № А05-5277/2008, Президиума ВАС РФ от 13 февраля 2007 г. № 9565/06.

Так, доказать свою правоту неприменения ЕНВД предприятию может помочь тот факт, что обязательство предприятия обеспечивать работников питанием было предусмотрено коллективным договором (постановление ФАС Московского округа от 16 апреля 2009 г. № КА-А40/2929-09). А в постановлении ФАС Центрального округа от 6 июля 2009 г. № А62-6057/2008 судьи отметили, что столовая была расположена на закрытой охраняемой территории, доступ к ней третьих лиц отсутствовал, а обеды, которые в ней готовились, реализовывались работникам без торговой наценки.

Однако все эти аргументы применимы только в случае, когда столовая организована исключительно для питания работников предприятия. Реализация приготовленных блюд посторонним лицам все-таки квалифицируется в качестве предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания. И если остальные условия для применения ЕНВД организацией выполняются, то она вынуждена будет перейти на уплату этого налога.

Налог на прибыль

Порядок признания таких расходов в налоговом учете напрямую зависит от того, для кого работает столовая.

Столовая обслуживает только работников. В данном случае реализации услуг на сторону нет. Поэтому считать такую столовую объектом обслуживающих производств и хозяйств и применять статью 275.1 Налогового кодекса РФ необязательно. Это подтвердили и официальные органы в письмах Минфина России от 17 апреля 2007 г. № 03-11-04/3/118 и УФНС России по г. Москве от 15 января 2008 г. № 18-11/002010@.

В этом случае все расходы, связанные с содержанием помещения столовой (амортизация, ремонт помещений, отопление, водоснабжение, электроснабжение и т. д.), нужно включать в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Основание - подпункт 48 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. На этот момент обратили внимание и финансисты в письме от 16 сентября 2009 г. № 03-03-06/1/584.

Зарплату штатных работников столовой следует учитывать в расходах на оплату труда согласно статье 255 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 13 марта 2008 г. № 03-03-06/1/173).

Согласны с таким подходом и многие арбитражные судьи (постановление ФАС Поволжского округа от 28 октября 2008 г. № А65-610/2007-СА2-22). Хотя обратные примеры все-таки тоже есть (постановление ФАС Уральского округа от 22 октября 2008 г. № Ф09-7611/08-С3). Так что, если налоговый учет расходов на содержание столовой ведется не в особом порядке, предусмотренном статьей 275.1 Налогового кодекса РФ, вероятность спора с налоговиками все же остается.

Посещать столовую могут сторонние лица. Налоговый учет в такой ситуации ведут по правилам статьи 275.1 Налогового кодекса РФ (предусмотрены для обслуживающих производств и хозяйств). А именно налоговая база по деятельности столовой определяется обособленно от налоговой базы по иным видам деятельности (письма Минфина России от 4 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/318, от 13 ноября 2007 г. № 03-03-06/4/148).

Причем, если столовая убыточная, учесть потери (убыток) можно только при одновременном соблюдении трех условий:
- стоимость блюд в столовой должна быть такой же, как и в организациях, которые специализируются в сфере общественного питания;
- расходы на ее содержание не должны превышать аналогичных расходов предприятий общепита;
- условия оказания услуг питания существенно не отличаются от условий оказания услуг организациями, для которых такая деятельность является основной.

Если хотя бы одно из этих условий не соблюдается (например, обеды реализуются без наценки), уменьшать прибыль от основной деятельности на полученный столовой убыток нельзя. Однако его можно перенести на срок, не превышающий 10 лет, и погашать только будущей прибылью столовой.

Итак, если при открытии столовой изначально известно, что она будет обслуживать не только работников предприятия, имеет смысл выделить деятельность по оказанию услуг общественного питания в качестве одного из направлений предпринимательской деятельности. То есть придать столовой статус не обслуживающего производства, а одного из основных производств.

Для этого в учредительных и регистрационных документах следует зафиксировать данные услуги в числе обычных видов деятельности предприятия, а также оформить столовые как самостоятельные структурные подразделения.

При таком варианте учет доходов и расходов, связанных с оказанием услуг питания, ведут в общеустановленном порядке без применения статьи 275.1 Налогового кодекса РФ.

В столовой в части затрат (формирования себестоимости) услуги общепита? В статье предложены разные варианты построения учета по аналогии с учетом, характерным для производственных предприятий.

В этой статье мы предложим организациям общепита (на примере столовой) классическую, укрупненную основу построения бухгалтерского учета по аналогии с учетом, характерным для производственных предприятий. Сразу оговоримся, данные рекомендации могут быть использованы каждой конкретной организацией исходя из специфики ее деятельности, размера, потребностей владельцев бизнеса в той или иной информации и т.д.

Результат деятельности – комплексная услуга

Начнем с того, что деятельность предприятия общепита подразумевает оказание комплексной услуги, включающей в себя:

  • изготовление и реализацию продукции общепита;
  • создание условий для потребления данной продукции;
  • организацию досуга.

Это следует из определений, приведенных в ГОСТ 31985-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» . Данная особенность, безусловно, может повлиять на построение учета сырья и материалов, иных затрат на производство продукции общепита и оказание услуги в целом. Если ее не принимать во внимание при разработке учетной политики и выборе способов ведения бухгалтерского учета, что, собственно, одно и то же, то в проводках учет среднестатистического предприятия общепита можно описать следующим образом.

*При принятии к учету продуктов организация вправе выбрать и закрепить в учетной политике используемый счет: 10 «Материалы» или 41 «Товары» . Однако надо понимать, что этот выбор не должен быть произвольным, он предопределяется спецификой деятельности организации и фактическим назначением продуктов (перепродажа или производство готовой продукции).

Если же все-таки специфику деятельности предприятий общепита не игнорировать, то учет можно организовать несколько иначе, например, исходя из того, что изготовление продукции есть ядро услуги общепита (основное производство), а остальные ее составляющие имеют вспомогательный характер.

Изготовление продукции – основа услуги

Данный подход характерен для предприятий типа столовая.

Как видим, данное определение, представленное в ГОСТ 31985-2013 , не содержит вводных относительно обслуживания и досуга потребителей, поскольку миссия такого предприятия – удовлетворить потребности в питании большого количества потребителей (сотрудников конкретной организации, нескольких организаций одного бизнес-центра, посетителей торгового центра и т. д.). Общие принципы организации бухгалтерского учета столовой можно позаимствовать из Письма Минфина РФ от 22.04.2016 № 02-07-05/23495 (посвящено формированию стоимости готовых блюд, реализуемых в столовой бюджетного учреждения):

    готовые блюда отражаются на соответствующем счете бюджетного учета «Готовая продукция…» по плановой (нормативно-плановой) себестоимости (для бюджетников она же является и ценой реализации готовых блюд);

    фактическая себестоимость готовой продукции определяется по окончании месяца. Она формируется с учетом как прямых, так и косвенных (общехозяйственных) расходов.

Это классическая, укрупненная основа построения бухгалтерского учета производственного предприятия с учетом исходного сырья на счете 10 «Материалы» , субсчет 10-1 «Сырье и материалы», с последующим списанием его стоимости (в составе иных производственных затрат – как прямых, так и косвенных) на счет 20 «Основное производство» .

Напоминание

Классификация расходов на прямые (прямо пропорционально связаны с объемом работ по изготовлению продукции (услуги)) и косвенные (прямой связи с продукцией, услугами не имеют) характерна для многопрофильных предприятий. В организациях, выпускающих одно наименование продукции (то есть в организациях, в которых существует только один объект калькуляции), все расходы считаются прямыми.

Если перевести рекомендации из Письма № 02-07-05/23495 на коммерческий план счетов, то получится, что в столовой выпуск готовой продукции должен быть организован с использованием счета 43 «Готовая продукция» . Так ли это на самом деле?

По мнению автора, об обязанности использования счета говорить не стоит. Ведь даже в Инструкции по применению Плана счетов в описании счета указано, что стоимость выполненных работ и оказанных услуг на этом счете не отражается, а фактические затраты по ним списываются по мере продаж со счетов учета затрат на счет 90 «Продажи» . Однако такая организация учета не позволяет контролировать уровень затрат на выпуск конкретных партий продукции общепита, а следовательно, максимально точно прогнозировать прибыль.

Мониторинг затрат

Способы учета

Контроль затрат обеспечивается посредством ведения управленческого и производственного учета

В этом случае перегружать бухгалтерию не стоит. Организация вполне может ограничиться стандартной схемой проводок по сбору затрат (Дебет Кредит , и т. д.), признанию выручки (Дебет , , Кредит 90-1) и себестоимости услуг (Дебет 90-2 Кредит )

У владельцев бизнеса есть запрос на оперативное получение информации о прибыли и ее отклонениях от планируемых показателей по данным бухгалтерского учета

Учетные процессы придется адаптировать под этот запрос путем введения в рабочий план счетов счета или счета 43 «Готовая продукция» либо обоих сразу

Рассмотрим более подробно возможные комбинации при желании контролировать расходы и их отклонения от запланированных величин именно в бухгалтерском учете.

Максимальная детализация данных

В том случае, когда необходим количественный учет продукции общепита, ее движения от кухни до зала(ов) обслуживания, наличия остатков на конец дня, месяца и т. д., применение счета , равно как и учетных цен, может быть обоснованным. В качестве учетных цен могут использоваться:

  • фактическая производственная себестоимость;
  • нормативная себестоимость;
  • договорные цены;
  • другие виды цен.

Ведение учета готовой продукции исключительно в количественном выражении, без соответствующей стоимостной оценки, запрещено п. 203 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов . А требование ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» о том, чтоактивы в виде МПЗ, изготовленные организацией, принимаются к учету по фактической себестоимости (фактическим затратам на производство), не всегда выполнимо на конец месяца (на отчетную дату). Ведь оперативное, ежедневное формирование фактической себестоимости изготовленной продукции не всегда возможно в силу объективных причин ( , амортизация начисляются в конце месяца, тогда же становятся известны коммунальные затраты и т. д.). Именно поэтому нормативные акты по бухгалтерскому учету допускают использование в синтетическом и аналитическом учете промежуточных оценок, что вовсе не отменяет обязательности формирования фактической себестоимости продукции (услуг).

Итак, если учет готовой продукции организован на счете по фактической себестоимости, то в аналитике применимы учетные цены (п. 204 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов ), а бухгалтерские записи выглядят так:

Принята к учету продукция общепита по учетным ценам

Списана реализованная продукция по учетным ценам

Определены отклонения учетной цены от фактической себестоимости (проводка совершается методом «красное сторно», если учетная цена выше фактической себестоимости)

Сумма отклонений, приходящаяся на реализованную продукцию, списана на себестоимость продаж (проводка совершается методом «красное сторно», если учетная цена выше фактической себестоимости)

При использовании данного варианта организации учета достигаются следующие цели: организуется количественный учет выпущенной продукции с выявлением отклонений ее нормативной (плановой) себестоимости от фактической, которые распределяются между проданной продукцией и ее остатками.

Умеренная детализация данных

Если руководству организации ни к чему такая глубокая детализация данных, которую обеспечивает использование учетных цен, то может приниматься на счет по нормативной (плановой) себестоимости с подключением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» . Это допускается в силу п. 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и п. 203 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов , согласно которым в учете и отчетности готовая продукция может отражаться по нормативной оценке. В этом случае проводки будут такими:

Принята к учету продукция общепита по нормативной себестоимости

Реализована продукция, признана выручка

Собраны фактические затраты на изготовление продукции (оказание услуги общепита в целом)

При использовании данного варианта организации учета достигаются следующие цели: организуется количественный учет выпущенной продукции с выявлением отклонений ее нормативной (плановой) себестоимости от фактической, которые не распределяются между проданной продукцией и ее остатками.

Оптимальное решение

В том случае, когда информация, обобщаемая на счете для управленческих целей, избыточна, а запрос на контроль расходов со стороны владельцев бизнеса все же присутствует, возможен вариант учета затрат с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» . Из самого названия счета явствует, что он может использоваться не только при производстве продукции, но и при оказании услуг. Проводки будут следующими:

Оказана услуга общепита, признана выручка

Списана реализованная продукция по нормативной себестоимости

Собраны фактические затраты на изготовление продукции (оказание услуги общепита в целом)

Сформирована фактическая себестоимость продукции

Определены и списаны отклонения нормативной себестоимости от фактической (проводка совершается методом «красное сторно», если нормативная себестоимость выше фактической)

При использовании данного варианта организации учета достигаются следующие цели: ежемесячно выводятся отклонения нормативных оценок продукции общепита и услуги в целом от фактических затрат. При этом себестоимость единицы продукции (партии продукции) в бухучете не калькулируется.

Представленные в статье способы группировки и сбора затрат в общепите нельзя назвать исчерпывающими. Так, досуг посетителей может иметь главенствующее значение для заведения, а изготовление блюд – второстепенное. В этом случае акценты следует сместить в более детальную проработку учета затрат и формирования себестоимости развлекательных мероприятий. Учет затрат на приготовление блюд, который, безусловно, в этом случае упрощается, организуется по остаточному принципу. Возможно и такое разделение: изготовление продукции, ее реализация и организация потребления равноценны организации досуга. Здесь возникают два центра ответственности по сбору затрат: кухня и досуг. Кроме того, допускаем, что учет можно детализировать в разрезе каждой составляющей услуги общепита по аналогии с тем, как это делают организации, осуществляющие несколько видов деятельности. От того, какой вариант соответствует специфике организации, зависит группировка расходов, возникающих в процессе деятельности предприятия, а также их разделение на прямые и косвенные.

Еслистоловая обслуживает только своих работников, бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с ее деятельностью, ведут на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Если работники предприятия питаются за плату, то учет доходов и расходов от таких услуг организуют на счете 90 «Продажи».

Когда трудящиеся кушают бесплатно, стоимость фактически оказанных услуг списывается в дебет счетов учета затрат тех подразделений, работники которых ими обеспечивались (например, в дебет счета 20 «Основное производство»). Если столовая оказывает услуги еще и посторонним лицам, бухгалтерский учет также ведут на счете 29. А теперь расскажу про налогообложение и учет работы собственной столовой предприятия.

НДС

По мнению налоговых органов, если обеды раздаются сотрудникам бесплатно, то такая операция для целей применения НДС признается безвозмездной передачей товаров и облагается НДС на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.11.2013 г. № 16-15/123500). При этом налоговая база определяется как рыночная стоимость этих товаров (п. 2 ст. 154 НК РФ). Соответственно, и вычеты НДС компания может заявить в общем порядке. Такое мнение изложено в Письме УФНС России по городу Москве от 3 марта 2010 года № 16-15/22410. Отмечу, что есть судебные решения, поддерживающие такой подход, например, постановление ФАС Поволжского округа от 01 марта 2007 г. по делу № А65-15982/2006.

В то же время некоторые арбитры рассматривают предоставление работникам бесплатного питания, установленное коллективным и трудовыми договорами, как операции в рамках трудовых, а не гражданско-правовых отношений, то есть реализации при такой передаче в смысле, определенном пунктом 1 статьи 39 НК РФ, не возникает. А значит, и объекта налогообложения по НДС нет (определения ВАС РФ от 11.06.2008 г. № 7333/08 по делу № А-32-606/2007-51/51, от 03.03.2009 г. № ВАС-1699/09 по делу № А32-2525/2008-3/36, постановление ФАС Уральского округа от 05.08.2009 г. № Ф09-5414/09-С2 по делу № А50-20596/2008). Поэтому следует придерживаться позиции ВАС, и НДС на стоимость обедов не начислять.

Налог, предъявленный поставщиком, можно вычесть в полной сумме после принятия продуктов к учету на основании правильно оформленного счета-фактуры. При этом не имеет значения, что обеды предоставляются работникам бесплатно (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Такой подход основан на том, что обеспечение персонала компании питанием является обязательным условием осуществления основной производственной деятельности организации (операций, облагаемых НДС) (определение ВАС РФ от 04.08.2011 г. № ВАС-9678/11 по делу № А33-8736/2010, постановление ФАС Поволжского округа от 15.07.2008 г. по делу № А57-6558/2006-22).

Налог на прибыль

Главное для признания расходов на питание - наличие условия о его предоставлении в трудовом или коллективном договоре (Письма УФНС России по г. Москве от 02.10.2007 г. № 20-12/093536 и от 11.01.2008 г. № 21-08/001105@). Если такой оговорки нет, то необходимо применять пункт 25 статьи 270 НК, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде предоставления питания по льготным ценам или бесплатно. Кроме этого, чтобы признать затраты в налоговом учете, они должны быть частью системы оплаты труда. Этот подход предполагает возможность выявить конкретную величину доходов каждого работника с начислением НДФЛ. Если такая возможность отсутствует, расходы на питание, по мнению налоговиков, нельзя учесть как расходы на оплату труда. А иной порядок учета такого рода сумм, являющихся по сути социальными выплатами, не предусмотрен. Тогда указанные затраты не будут являться исключением, оговоренным в пункте 25 статьи 270 НК РФ (Письма УФНС по г. Москве от 13.04.2011 г. № 16-15/035625@ и от 02.09.2008 г. № 21-11/082829@).

40 процентов работающих россиян рассказали, что в их компании организовано питание. По данным опроса, проведенного Исследовательским центром портала Superjob.ru, проведенного в мае 2013 года среди 9000 респондентов.

Как указывают налоговые органы, документальным основанием для признания таких расходов являются трудовые или коллективные договоры, в которых предусмотрена обязанность организации по обеспечению бесплатными обедами, контракт с организацией общественного питания и акт приемки оказанных услуг.

НДФЛ

Стоимость питания не оплачиваемая работниками, является их доходом в натуральной форме (п. 1 ст. 210, пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ, Письмо Минфина от 31.03.2011 г. № 03-03-06/4/26). Налоговой базой признается стоимость обедов, определяемая в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 НК.

При этом НДФЛ начисляется при условии, что доход в виде стоимости бесплатного питания может быть определен по каждому работнику отдельно (Постановления ФАС Уральского округа от 19.01.2010 г. № Ф09-10766/09-С2 по делу № А07-633/2009, ФАС Дальневосточного округа от 15.06.2009 г. № Ф03-2484/2009 по делу № А59-174/2008). Организация в качестве налогового агента обязана исчислить, удержать из заработной платы и перечислить в бюджет НДФЛ с вышеуказанного дохода (пп. 2 п. 1 ст. 223, п. п. 1, 2 ст. 226 НК РФ).

Страховые взносы

При получении дохода в натуральной форме база для начисления страховых взносов определяется исходя из стоимости бесплатного питания (ч. 1 ст. 7, ч. 1, 6 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ). Согласно пункту 5 Письма Минздравсоцразвития от 5 августа 2010 года № 2519-19, если организация-работодатель приобретает в пользу сотрудников товары (работы, услуги), цены на которые не регулируются государством, стоимость следует рассчитывать исходя из цен их приобретения, включая НДС и акцизы.

Кроме того, на стоимость предоставленного бесплатного питания начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, об этом сказано в пунктах 2, 3 статьи 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Пример

Организации предоставляет сотрудникам бесплатные обеды, предусмотренные коллективным и трудовыми договорами. Столовая не оказывает услуг общественного питания сторонним лицам. Затраты на содержание столовой за месяц составили 200 000 рублей (в том числе амортизация здания, заработная плата персонала и пр.).

Продукты приобретены у сторонней организации на сумму 550 000 рублей (в том числе НДС 10% - 50 000 руб.).

Рыночная стоимость обедов составила 800 000 руб.

Бесплатным питанием обеспечиваются работники, занятые в основном производстве.

Предположим, что общая сумма страховых тарифов, используемых при начислении страховых взносов, составляет 34 процента, а страховой тариф при расчете взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, равен 0,2 процента.

Стоимость приобретения (работ, услуг) включая НДС и акцизы равна 750 000 рублей (550 000 руб. + 200 000 руб.). Тогда сумма страховых взносов со стоимости бесплатных обедов будет равно 256 500 рублей (750 000 руб. х 34,2%).

Бухучет

В учете организации операции, связанные с предоставлением работникам бесплатного питания, предусмотренного коллективным и трудовыми договорами следует отражать следующими записями:

Дебет 41 Кредит 60

500 000 рублей - отражено приобретение продуктов питания (550 000 руб. - 50 000 руб.);

Дебет 19 Кредит 60

50 000 рублей - отражен НДС, предъявленный поставщиком продуктов питания;

Дебет 68/НДС Кредит 19

50 000 рублей - принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком продуктов питания;

Дебет 60 Кредит 51

550 000 рублей - произведены расчеты с поставщиком;

Дебет 29 Кредит 41

500 000 рублей - продукты питания списаны в производство;

Дебет 29 Кредит 02,69,70

200 000 рублей - отражены затраты на содержание столовой;

Дебет 20 Кредит 29

500 000 рублей - стоимость бесплатного питания включена в состав затрат основного производства (500 000 + 200 000);

Дебет 70 Кредит 68/НДФЛ

104 000 рублей - начислен НДФЛ на стоимость бесплатного питания работников (800 000руб. x 13%);

Дебет 20 Кредит 69

256 500 рублей - начислены страховые взносы на стоимость бесплатного питания работников (750 000 руб. x 34,2%).